Многие йошкаролинцы знают, что в этом году Марийский национальный театр драмы имени М.Шкетана отметил редкий юбилей – 100 лет исполнилось первому театру Марийского края. Каждый юбиляр готовится к своему празднику как-то особенно, и наш любимый театр – не исключение. Кроме обновленной программы и интересных премьер к своему сотому дню рождения театру удалось очень похорошеть. О том, как именно проходили ремонт и реконструкция исторического здания, рассказал заместитель директора театра по административно-хозяйственной части Валерий Андреев.

– Театра празднует свое столетие. Но ведь здание театра несколько моложе?

– Да, наш театр старше республики на год, но здание, которое он занимает, 60-х годов постройки. С момента постройки театра в этом здании еще никогда не проводились столь масштабные работы по ремонту и реконструкции, хотя они уже давно требовались. Поначалу планировалось к юбилею театра отреставрировать лишь фасад здания, но позже удалось намного расширить фронт работ. Ремонт и реставрационные работы проходили в течение двух лет, захватив летние периоды 2018 и 2019 годов. Я хочу отметить, что все эти работы проходили с большой бережностью к историческим деталям, и задействованы в этом процессе оказались, помимо строителей и реставраторов, практически все члены нашего большого коллектива, начиная с технического персонала и заканчивая артистами. Порой дело доходило даже до слез, когда нашим дамам приходилось вручную очищать спецсредствами исторические бронзовые светильники, расположенные высоко на стенах или даже на наружных частях балконов. Это было совсем непросто – и леса приходилось строить, и греть феном декоративные элементы, и очищать их вручную. А как иначе, ведь выбор был невелик – или любой ценой спасать старинные бра, или заменять их новоделом.

– Валерий Иванович, почему же пришлось задействовать коллектив театра в реставрационных работах?

– Суммы, выделенные на реставрацию театра, поначалу казались весьма внушительными. Но когда реставраторы подсчитали стоимость необходимых работ, нам пришлось «поубавить аппетиты». Мы приняли решение: любой ценой по максимуму сохранить исторические детали, и посильную часть работ выполнить своими руками. Так, например, мы смогли сохранить наши многочисленные светильники, которыми богато украшены помещения театра. Это был сложный, кропотливый труд по очистке бронзы от многочисленных слоев краски, которыми покрыли их во время предыдущих ремонтов нерадивые «ремонтники», с последующим нанесением на металл специального прозрачного покрытия. Химические средства порой разъедали и перчатки, и даже кожу рук, портили дамам маникюр – но на какие только жертвы не пойдут люди театра ради искусства. Посмотрите, как теперь выглядит обновленная бронза!

Результата наших трудов теперь хватит на долгие годы.

Бережно была восстановлена и историческая лепнина – когда осторожно сняли многочисленные слои краски, то под ними обнаружились скрытые ранее детали, вплоть до гроздьев винограда, которые до этого просто невозможно было бы там разглядеть. Теперь лепнина выглядит как новая и смотрится совершенно иначе.

Максимально старались сохранить и дубовые двери, и паркет, но не везде это удалось. Все-таки 60 лет – это большой срок, и многие детали оказалось невозможно восстановить. Тогда мы заменяли их новыми, но тщательно следили за тем, чтобы все новое было точной копией старого, первоначального. Истинный цвет старых дверей, например, тоже оказался сюрпризом, так как он тоже был скрыт под многими слоями масляной краски. Новые двери мы заказали именно такими, какими был оборудован наш театр в год его постройки.

– Были ли какие-то интересные случаи, произошедшие в театре во время реставрационных работ?

– На мраморной лестнице, ведущей на второй этаж, мы обнаружили нишу, ранее закрытую зеркалом. У этой находки есть интересная историческая подоснова. У нашего театра, как оказалось, есть «двойник», и даже не один. Здание строилось на основе проекта Калужского областного драматического театра. Два других «двойника» нашего театра располагаются в Петрозаводске и Рязани. Я поднял некоторые документы и обнаружил, что в здании Калужского театра, на том месте, где у нас висит большое зеркало, располагается объемная ниша. Нам показалось интересным восстановить изначальный замысел архитекторов, и теперь внутреннее пространство театра обогатилось еще одним оригинальным декоративным элементом. Зеркала из нашего зеркального фойе не стали заменять – они сохранились не идеально, но очень хорошо, и мы решили их сохранить. Они помнят и первых посетителей, и артистов того времени, ставших позже легендами нашего театра.

Мы, конечно, были все очень расстроены тем, что конец прошлого сезона у нас не задался – по известным причинам. Я, как и все коллеги, ждал настоящего бума посетителей в похорошевший и помолодевший после реставрации театр. Из-за всех этих карантинных мероприятий все вышло иначе. И все же самое главное, что мы смогли выполнить огромный объем работ, вдохнув в старое здание любимого театра новую жизнь.

На главном фото: Валерий Андреев в отреставрированном зеркальном фойе.

Ольга ШИКАЛОВА.

от _