На все случаи жизни

Многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг работают в Марий Эл с 2012 года. Тем не менее многие до сих пор не знают об этом сервисе. Как следствие — по-прежнему огромные очереди в офисах государственных органов, куда люди обращаются за получением того или иного документа, без которого в нашей жизни, сами понимаете, никак.


МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ РАБОТАЮТ В МАРИЙ ЭЛ С 2012 ГОДА. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ МНОГИЕ ДО СИХ ПОР НЕ ЗНАЮТ ОБ ЭТОМ СЕРВИСЕ. КАК СЛЕДСТВИЕ — ПО-ПРЕЖНЕМУ ОГРОМНЫЕ ОЧЕРЕДИ В ОФИСАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, КУДА ЛЮДИ ОБРАЩАЮТСЯ ЗА ПОЛУЧЕНИЕМ ТОГО ИЛИ ИНОГО ДОКУМЕНТА, БЕЗ КОТОРОГО В НАШЕЙ ЖИЗНИ, САМИ ПОНИМАЕТЕ, НИКАК

Часто приходится слышать от знакомых и читать в соцсетях жалобы на очереди в Пенсионном фонде при оформлении, например, материнского капитала или в паспортном столе. Получается, что, несмотря на существование во всех муниципалитетах республики многофункциональных центров, не все жители обращаются в МФЦ, а идут по старинке в госорганы и выстаивают там порой в очередях не один час.

По данным ВЦИОМа, о существовании МФЦ в своем населенном пункте знает лишь 47 процентов россиян. При этом всего 25 процентов хорошо представляют, чем занимаются данные учреждения, а 22 процента только слышали о них. Впервые об МФЦ во время проведения опроса узнали 52 процента респондентов.

ЧТОБЫ БЫТЬ УЗНАВАЕМЫМИ

В конце прошлого года в РМЭ многофункциональные центры были переименованы в центры «Мои документы». При этом принцип работы центров не поменялся. Просто новое название — это новый бренд, который пока внедрен еще в 16 регионах РФ втом числе и в Марий Эл. «Сделано это для того, чтобы центры стали более узнаваемыми, — объясняет директор АУ РМЭ «Дирекция МФЦ» Ирина Ефимюк. — Раньше каждый регион использовал свой фирменный стиль, но при переезде из одного региона в другой человек видел местную символику и не сразу догадывался, что это и есть МФЦ».

Сейчас бренд единый: человек видит центр «Мои документы» и знает, что здесь он может получить соответствующие услуги. Помимо нового названия, у многофункциональных центров появилась собственная эмблема, выполненная в коричневом, красном и бежевом цветах. Есть и свой девиз — «На все случаи жизни». Вырабатываются и единые стандарты обслуживания заявителей, при этом основной акцент сделан на качественный сервис.

БЛИЗКО И БЫСТРО

МФЦ работают в Марий Эл с 2012 года. Сюда граждане могут обратиться за одновременным получением услуг разных органов власти. Например, если возникла срочная необходимость получить услуги и Пенсионного фонда, и Росреестра, и Минсоцзащиты, то не обязательно тратить время на посещение всех этих органов, можно прийти в МФЦ. Сейчас в республике создана сеть МФЦ: они действуют в каждом городе, в административном центре каждого района, а также в наиболее крупных сельских поселениях.

МФЦ работают по принципу экстерриториальности, то есть житель любого города или района для получения муниципальной услуги может обратиться в МФЦ не только там, где он живет. Также Ирина Ефимюкотметила что «пока мы не предоставляем все услуги всех органов власти, но наш перечень постепенно расширяется». Для каждой услуги есть свой регламент: одни услуги можно получить сразу после обращения, другие — через некоторое время.

СКОРО НОВОСЕЛЬЕ

Сейчас в Йошкар-Оле работает 7 окон обслуживания: 6 — по адресу Ленинский проспект, 24-а и еще одно — в Сбербанке на Архангельской слободе. Но скоро МФЦ в столице Марий Эл отпразднует новоселье — на набережной строится новое здание на 44 окна (к слову, после его открытия офис на Ленинском проспекте продолжит функционировать). В 2015 году планируется расширение сети МФЦ в сельских поселениях (дополнительно к 22 существующим окнам будет создано еще 50). Для каждого населенного пункта выбираются наиболее удобные места размещения: это могут быть и библиотеки, и дома культуры, и территории местных администраций.

КАДРЫ

Для такого количества окон потребуются новые специалисты. Дирекция МФЦ уже формирует кадровый резерв. Предпочтение отдается специалистам с высшим экономическим или юридическим образованием. Тем не менее при подборе кандидатов проводится конкурсный отбор, и если у человека нет профильного образования, но зато есть высокая способность к самообразованию и к эффективному усвоению материала, то такого сотрудника тоже могут взять.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ УСЛУГИ

Сейчас наиболее востребованными являются услуги Росреестра и Федеральной миграционной службы. Часто стали обращаться за заменой паспорта гражданина РФ. В Йошкар-Оле можно обратиться также за получением загранпаспорта, и услуга эта достаточно популярна. Востребованы услуги, связанные с детьми. Молодые родители обычно ограничены во времени, поэтому им удобнее прийти в центр после работы или в выходной день. В этом плане МФЦ удобен: в Йошкар-Оле он работает в выходные с 9.00 до 13.00, а по средам — до 20.00.

Достаточно часто йошкаролинцы обращаются за оформлением компенсаций за детсад, постановкой детей в очередь в детские сады. Набирают популярность услуги, связанные с сертификатом на материнский капитал. Популярна услуга о предоставлении сведений об административных правонарушениях, то есть о штрафах.

Сейчас идет работа по расширению перечня услуг. В ближайшей перспективе планируется активное взаимодействие с Минсоцзащиты республики. Скорее всего, это расширит состав посетителей — в МФЦ придут и пенсионеры.

ПРИШЕЛ, СПРОСИЛ, ПОЛУЧИЛ

Всего в настоящее время в МФЦ предоставляется 65 государственных и муниципальных услуг. При этом люди часто подают документы комплексно, то есть сразу для нескольких целей. Например, выдача материнского (семейного) капитала, постановка ребенка на очередь в детсад и оформление СНИЛС — это комплекс услуг, их можно получить одновременно.

Во всех МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг можно получить доступ к порталу госуслуг. Также можно, самостоятельно зарегистрировавшись дома через Интернет, подойти в МФЦ для подтверждения личности, потому что некоторые услуги требуют прохождения данной процедуры. Раньше это называлось кодами активации, их можно было получить в «Ростелекоме». Сейчас это можно сделать в каждом МФЦ.

ЛЮДИ ГОВОРЯТ

Любовь Павловна, пенсионерка:

— Пришла в МФЦ за справкой о стаже работы, обратилась сюда за услугой впервые, мне знающие люди подсказали. Здесь очень приятно, пока я довольна.

Вера Ершова, домохозяйка:

— Я обратилась за справкой об отсутствии судимости, справка мне нужна на работу.

Надежда, временно не работает:

— Впервые пришла в МФЦ, обратилась за выпиской из Росреестра. Я сама нашла адрес МФЦ и решила обратиться сюда.

Ольга, 29 лет:

— Обратилась по вопросам компенсации для детсада, нашла этот центр не без труда. Обратиться в МФЦ посоветовала подружка, я пошла на почту, но оттуда отправили в офис МФЦ, а поскольку я никогда там раньше не была, то пришлось поискать.

Надежда КРАСНОВА