Начало начал

В национальном музее им. Т. Евсеева прошел первый республиканский этнофестиваль. Хотя республиканским его уже сложно назвать, ведь, помимо Марий Эл, заочно в нем приняли участие коллективы еще из 11 регионов России. Эти коллективы стали участниками межрегиональной выставки-конкурса «Исток» («Тÿҥалтыш»)


В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ ИМ. Т. ЕВСЕЕВА ПРОШЕЛ ПЕРВЫЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭТНОФЕСТИВАЛЬ

Хотя республиканским его уже сложно назвать, ведь, помимо Марий Эл, заочно в нем приняли участие коллективы еще из 11 регионов России.

Эти коллективы стали участниками межрегиональной выставки-конкурса «Исток» («Тÿҥалтыш»), организованной Союзом дизайнеров Республики Марий Эл в рамках фестиваля. Собственно, с открытия этой выставки 12 мая и начал свою работу музейный этнофестиваль.

Союз дизайнеров Марий Эл — самое молодое региональное отделение: ему всего только год, и это первый масштабный проект организации. Название выставки — «Исток» — не случайно.

«Исток — это не просто начало, а некая философская категория, как начало начал, — говорит председатель Союза дизайнеров РМЭ Тамара Хапова. — Это тот исток, откуда берется вдохновение любого художника. Уже многие столетия искусствоведов и зрителей мучает вопрос, что же является отправной точкой для вдохновения художника и создания его произведений. Мы хотели этой выставкой показать, что народное творчество и является как раз тем источником неиссякаемого вдохновения для любого художника, изобразительное ли это искусство, прикладное или дизайн. Потому что эти ценности непреходящи, это та генетическая память народа, которая транслируется и трансформируется в современное искусство».

Задачей выставки стало показать именно ту преемственность, непрерывность связи народного творчества и современного искусства. Вся экспозиция выставки была построена на артефактах народной культуры и ее современной интерпретации.

В выставке приняли участие дизайнеры и коллективы из Смоленской, Оренбургской, Московской, Нижегородской областей, Республик Адыгея, Чувашия, Мордовия, Татарстан, Ставропольского края и др. — всего 12 регионов России. Было принято около 130 проектных заявок, но, к сожалению, по определенным обстоятельствам, большинство из них были представлены в заочной форме — в виде фотографий.

«Интересно, что в далекой Адыгее вдруг появляется коллекция марийского костюма, — рассказывает Тамара Хапова. — В разговоре, принимая заявку, мы узнали, что девушка родом из Марий Эл, но уже давно живет в Адыгее и еще помнит, что ей рассказывала когда-то бабушка, помнит ее костюм, и на основе детских воспоминаний родилась современная коллекция, может быть, немножко необычная, на наш взгляд, но тем интереснее проявление ее неожиданного, неординарного решения».

В выставке-конкурсе принимали участие и дизайнеры из Марий Эл. Здесь можно было увидеть, например, работы студии «158». «Наш традиционный солярный знак у них неожиданно трансформируется в фармацевтический логотип, — продолжает Тамара Павловна. — При этом он узнаваем и несет в себе не только какой-то производственный аспект, но и наполнен глубоким философским смыслом. Также они используют лубочный прием, и в итоге появляется оригинальное оформление водочной продукции (водка «Йошкин кот»). Наши мастера декоративно-прикладного искусства всегда очень бережно относились к материалу. Собственно, материал и диктует нам тот образ, который уже изначально в нем заложен. Как интересно работают художники с мореным дубом или традиционной керамикой!»

Вообще каждая работа на этой выставке была по-своему уникальна, и даже по фотоизображению этих работ было видно, с какой любовью к своим корням они выполнены. И так как это все-таки была выставка-конкурс, то, конечно же, были присуждены лауреатства некоторым его участникам, правда, без традиционных мест: как отметила Тамара Хапова, определить ту грань, когда одна работа чуть лучше или чуть хуже, было очень трудно. Единственное, были определены три номинации: графический дизайн, дизайн костюма и декоративно-прикладное искусство — и две категории: работа профессионала и студенческая. Председательствовал в жюри полномочный представитель Союза дизайнеров России в ПФО Александр Чебинев.

Йошкар-олинские коллективы стали лауреатами во всех трех номинациях: в графическом дизайне — Анастасия Элемщикова из художественного училища и студия «158», в дизайне костюма — студенческий театр имени Ирины Адамовой техникума сервисных технологий, а в декоративно-прикладном искусстве — Лидия Веткина и Алевтина Шайдуллина.

Три дня шел музейный этнофестиваль, и его программа была очень насыщенной: помимо дизайнерской выставки, в его рамках работал «Город мастеров» — проводились мастер-классы по вышивке, резьбе по дереву, бересте, лозоплетению и керамике, а также выступали и рассказывали о своей культуре представители различных диаспор — марийской, татарской, русской и украинской. С какой периодичностью будет проходить фестиваль — раз в два года или же ежегодно, пока не решено, ясно одно — он не последний.