КУЛЬТУРА, ИСТОРИЯ, РЕЛИГИЯ

В Йошкар-Оле 23 апреля состоялась премьера спектакля «Леди Макбет Мценского уезда»

Историю Руси, всепоглощающую любовь и страсть, преступления и оправдание – что еще пережили зрители премьеры «Леди Макбет Мценского уезда», состоявшейся в Йошкар-Оле в АРТД им. Г. Константинова 23 апреля.

Чуть более чем два часа премьерной постановки по повести Н. Лескова заставили пережить йошкаролинцев множество эмоций. «Леди Макбет Мценского езда» стала откровенным открытием для большинства зрителей, посетивших премьеру в Академическом русском театре драмы имени Г. Константинова на прошлой неделе.

Пересказ сюжета повести – абсолютно пустое и бессмысленное занятие, которым не хочется нагружать читателя. Тем более что на йошкар-олинской сцене постановка в инсценировке Ярославы Пулинович смотрится и звучит более драматично и как это ни странно органично. Свое видение в спектакль внес молодой режиссер-постановщик Станислав Голодницкий, красок, несомненно, добавил художник-постановщик Борис Голодницкий, а благодаря участию хореографа Андрея Селянкина в постановке стало больше экспрессии и динамики, а нарочито откровенные сцены поданы в танце с особой эстетикой. Впрочем, обо всем по порядку…

Трагедия чувств

Жизнь молодой красивой жены в барском доме, изнывающей под давлением свекра — нудного и вездесущего престарелого барина, без поддержки и внимания со стороны мужа – достаточно частая тема многих классиков. Лесков в «Леди Макбет Мценского уезда» не был исключением. Но в испытании чувств он, кажется, стал рекордсменом. Насколько далеко может зайти любящая женщина, на что она готова пойти ради счастья – загадка, которая разгадывается на протяжении всего спектакля.

Главную героиню 24-летнюю Екатерину Львовну сыграла Заслуженная артистка Республики Марий Эл Юлия Охотникова. Которая за два акта спектакля переживает целую вечность: от «канарейки в клетке» до умудренной опытом жены, которую, несмотря на убийства, а их в постановке четыре (!), хочется оправдывать и даже защищать. По оценкам и режиссера Станислава Голодницкого, и художественного руководителя театра Владислава Константинова и конечно зрителей, роль Екатерины была сыграна безупречно, а эмоции после спектакля не отпускают еще долгие и долгие дни.

Как знать, не встреть Екатерина молодого приказчика Сергея, как сложилась бы дальнейшая судьба героини. Сердцеед и ловелас в начале первого акта за считанные минуты становится откровенным слизняком и подонком, к которому в конце постановки кроме презрения и жалости ничего не испытываешь. Эту роль сыграл молодой актер йошкар-олинской трупы Илья Петров, выходец из Казанского БДТ.

Вокруг чувств этой разной пары и развиваются события в спектакле. Сначала зритель упивается внезапной страстью молодых, а затем сожалеет, ощущая неотвратимость наказания. Чего не скажешь о главной героине, она не думает о будущем, о последствиях. Екатерина, кажется, готова на все, прощает измену, ложь, но… В итоге срывается.

Избыток откровения и насилия

С одной стороны постановка пестрит достаточно пикантными сценами и откровенной грубостью. А с другой стороны каждая из них подана настолько деликатно и аккуратно, что в итоге напрашивается вывод «из песни слов не выкинешь», без них спектакль не был бы столь ярким и острым.

Создателям «Леди Макбет Мценского уезда» удалось завуалировать откровенные сцены в танце. Хореография, раскрывает жизнь крепостных, заключенных в тюрьмах и одновременно с этим прикрывает грубость и жестокость их мира. Порой у зрителя возникает желание отвернуться, прикрыться от происходящего на сцене, но одновременно с ним только нагнетается сострадание к Екатерине. Главная героиня сначала переживает зверское истязание над возлюбленным, затем ее топит следователь, раскрывший все совершенные ею преступления, а уж сколько тягот и испытаний ей несет тюрьма и предательство… Нечеловеческое терпение и преданность Екатерины вызывают глубокое уважение.

Отметим массовость постановки. Одновременно на сцене появляется до 16 артистов, каждый из которых вовлекает зрителя в жизнь и в сопереживание. Именно массовость, пластика каждого героя, оригинальность и подача танцев – то, чего не ждешь от драматической трупы и что стало еще одной визитной карточкой «Леди Макбет».

Как отметил на пресс-конференции, состоявшейся после премьеры, художник-постановщик спектакля Борис Голодницкий, «Леди Макбет Мценского уезда» — фрагмент истории Руси, в которой помимо судеб персонажей прослеживается грань, преступив которую барин или купец сливался с крепостными, терял все, что у него было и жил сегодняшним днем. Очевидно поэтому в декорациях был использован собирательный образ избы, ставшей для героев постановки острогом.

Взрослый дебют «Феди»

Как нередко в местных хрониках мы читаем о гибели малышей? Как мы переживаем за невинно убиенных малышей и следим за дальнейших судьбой их порочных родителей? Мы всегда на стороне справедливости и против беззакония. Но! Только не тут. В спектакле волей-неволей мы стараемся оправдать Екатерину и возлюбленного, которые словно ошалели от чувств и душат 10-летнего Федю. Лишь бы быть вдвоем…

Федю Лямина сыграла воспитанница театральной студии «Драм-Там» Ксения Золотова. Девочка с первых репетиций подошла к роли с высочайшей степенью ответственности, понимая при этом всю трагичность роли и обстоятельств, в которых происходят события спектакля.

Флэшбек как новый театральный опыт

Прожить одновременно вчера и сегодня – еще один прекрасный опыт, который дарит «Леди Макбет Мценского уезда». Создателям удалось создать «картинку», в которой переживается прошлое и одновременно с тем рассказывается настоящее. Героям приходится переживать чувства и эмоции их нескольких временных отрезков, и что интересно, восприятие зрителя точно также трансформируется во времени и событиях. Уникальный ход и решение, которых прежде не было на сцене академического русского театра драмы.

Как признается Юлия Охотникова, это очень сложно, но одновременно с тем интересно, потому что приходится переживать массу эмоций. Причем, не только героям, но и зрителям.

Вновь пережить все перипетии «Леди Макбет Мценского уезда» можно будет уже 6 и 20 мая.

 

Фото Алена Чучалина.