Назад в средневековье

Как можно в наши дни найти любовь, путешествуя вместе с трубадуром, прогуляться по немецким улочкам XII века и слушать музыку при дворе испанского короля? Все это стало вполне реальным на концерте эстонского ансамбля средневековой музыки Hortus Musicus, приглашенного в Йошкар-Олу Маргосфилармонией в рамках фестиваля «Марийская осень». Сам концерт прошел в новом здании Театра оперы и балета им. Э. Сапаева.


КАК МОЖНО В НАШИ ДНИ НАЙТИ ЛЮБОВЬ, ПУТЕШЕСТВУЯ ВМЕСТЕ С ТРУБАДУРОМ, ПРОГУЛЯТЬСЯ ПО НЕМЕЦКИМ УЛОЧКАМ XII ВЕКА И СЛУШАТЬ МУЗЫКУ ПРИ ДВОРЕ ИСПАНСКОГО КОРОЛЯ?

Все это стало вполне реальным на концерте эстонского ансамбля средневековой музыки Hortus Musicus, приглашенного в Йошкар-Олу Маргосфилармонией в рамках фестиваля «Марийская осень». Сам концерт прошел в новом здании Театра оперы и балета им. Э. Сапаева.

Hortus Musicus — старейший постоянно действующий в Европе ансамбль, который исполняет старинную музыку. Его репертуар в основном включает музыку от IX и до XVIII века. Ансамбль был образован в 1972 году по инициативе Андреса Мустонена, в то время еще студента Таллинской консерватории. Ансамбль быстро обрел популярность и своих постоянных поклонников. И это неудивительно, ведь то, как они исполняют средневековую музыку, не может оставить равнодушным. Хочется пуститься в пляс под итальянскую сальтареллу или погрустить вместе с миннезингером, ища по свету свою любовь; можно вдохновиться временем золотого века Испании и почувствовать дух времени королевы Англии Елизаветы и Уильяма Шекспира. Живое, ни с чем не сравнимое исполнение в какой-то только этому коллективу присущей стилистике! «Й» удалось после концерта побеседовать с руководителем ансамбля.

— Андрес, название вашего ансамбля с эстонского переводится как «Музыкальный сад». Почему выбрали такое название?

— Как в саду много разных цветов, деревьев, растений, так и в нашем репертуаре очень разная музыка.

— В вашем коллективе все музыканты с академическим образованием. Почему создали ансамбль старинной музыки?

— Да, мы все профессиональные музыканты. Я к тому же еще и дирижер, который дирижирует большую академическую музыку. Но видите, прошли те времена, когда музыка была узкой направленности. Музыка — это духовное искусство, и у нее нет границ. И когда она начинает тебе говорить, тогда ты и находишь свой путь, свой стиль, правильный для тебя.

— Чем вас привлекает средневековая музыка?

— В ней есть безумно красивые мелодии и тексты, по-разному можно использовать ее ритмическую сторону. Кроме того, она настоящая, неагрессивная, и потому дает много любви и красоты.

— А вы играете в основном народную или придворную средневековую музыку?

— Придворную. Есть народное влияние, мы играем порой в народном ключе, но те материалы, что дошли до наших времен, это все больше придворная музыка. Хотя мы играем музыку и, так сказать, по слуху, неизвестных авторов.

А где вы находите ноты?

-Их очень много в библиотеках Европы.

— Какие инструменты использует ваш ансамбль?

— У нас много разных инструментов: используем и клавесин, или же орган. У вас играли на органе, кстати, у вашего инструмента очень красивые регистры. У нас есть исторические тростевые духовые инструменты: зурна, предшественники гобоя, предшественники фагота. Также есть продольные флейты, рожок, виола да гамба (предшественница виолончели). Интересно, что контрабас с тех времен почти не изменился. Ну и, конечно, тамбурин, другие барабаны.

— Многие из этих инструментов сейчас не используются в оркестрах, каких-то вообще нет. Где вы их берете?

— Их делают профессиональные мастера в Европе, и потому эти инструменты очень качественные.

— Помимо того что вы исполняете средневековую музыку, для вас специально писали и композиторы XX века, например Арво Пярт или Гия Канчели. Эти произведения были в вашей стилистике или вы исполняли что-то другое?

— Они оба пишут настоящую гармоническую музыку, и наша стилистика повлияла на них.

— Вы сотрудничаете и с российским современными композиторами?

— Да, мы сотрудничали с Александром Кнайфелем, Валентином Сильвестровым, даже Владимира Мартынова играли, а одно время и Сергея Слонимского. Много композиторов.

— А вы исполняете народную эстонскую музыку?

— Нет, народную эстонскую музыку мы не играем, для этого есть другие коллективы.

— В то же время в вашем репертуаре встречаются музыкальные мотивы различных народов: индийских, армянских, арабских и т. д. Это какие-то написанные вещи или больше импровизация, и вы сами добавляете?

— Мы сами. И наши концерты всегда композиция, в которой мы сочетаем те же индийские вещи, еврейские (синагогские) с итальянскими и другими европейскими. Мир очень большой. И это заметно не только по государственным границам, но и в духовном, музыкальном смысле.

— А добавили бы вы в свой репертуар марийские мотивы?

— Марийские? Почему бы и нет. Если нам дадут какой-то материал, я всегда могу его использовать. Ведь у нас есть и татарская музыка.

— Вы в Йошкар-Оле впервые. Успели посмотреть город? Как вам наша архитектура?

— К сожалению, успел посмотреть только из окна, но это прекрасно. Мы себя чувствуем здесь как дома, будто играя в каком-то итальянском театре. Мы много выступали в таких местах, и здесь приятно играть итальянскую музыку.

— А вы выступали в Крыму?

— Да, много раз, но это было очень давно, лет 20 — 25 назад. Мы выступали и на ялтинских фестивалях, и в Симферополе, и в городе Керчь.

— А сейчас вы бы дали там концерты, если бы вас пригласили?

— Мы выступаем везде, где люди, и это не зависит от политических ситуаций. Нам это неинтересно. Самое главное — это люди, ведь человек уникален, и мы играем только для людей, даже если для одного человека.

— Ансамбль существует более 40 лет и обрел своих поклонников во многих городах мира. В чем ваш секрет?

— Безумная любовь к музыке и искренность — только это.

Беседовала Ирина СУВОРОВА