Когда-то марийские модницы щедро обшивали свою одежду серебряными копейками, из которых можно составить богатую нумизматическую коллекцию. Это настоящий клад для исследователя: какие только периоды российской истории не запечатлены на древних монисто! Впрочем, сегодня национальные костюмы с подлинными старинными монетами – музейная редкость.


ПОЧЕМУ В СТАРИНУ В МАРИЙСКОМ ЯЗЫКЕ СЛОВО «КОПЕЙКА» БЫЛА СИНОНИМОМ СЛОВУ «БЕЛКА»? ПОЧЕМУ ПЕТР ПЕРВЫЙ НАЗЫВАЛ КОПЕЙКИ «ВШАМИ», А ПРОСТЫЕ ЛЮДИ НАРЕКЛИ ИХ «ПЛЕВКАМИ»? ОТКУДА ПОШЛА ПОГОВОРКА «БОГ ДАЛ ДЕНЕЖКУ, А ЧЕРТ – ДЫРОЧКУ»?

Когда-то марийские модницы щедро обшивали свою одежду серебряными копейками, из которых можно составить богатую нумизматическую коллекцию. Это настоящий клад для исследователя: какие только периоды российской истории не запечатлены на древних монисто! Впрочем, сегодня национальные костюмы с подлинными старинными монетами – музейная редкость.

Безусловным свидетельством о времени допетровской Московской Руси является серебряная копейка со всадником, вооруженным копьем, отчего монета и получила название «копейка». На современных нам копейках, возрожденных в 1998 году, тоже изображение всадника-копьеносца, поражающего дракона. Правда, на нынешние копейки уже ничего не купишь, да фактически их уже и в обороте нет. А во времена Ивана Грозного или Алексея  Михайловича Романова копейке были уважение и почет.

В марийском языке слово «копейка» («ыр») было синонимом слову «белка», а это значит, что шкура белки в те времена стоила как раз ту самую копейку. Та копейка, хотя и была маленькой, весившей всего-то 0,68 грамма и напоминавшей малюсенький, едва распустившийся листочек, являлась полновесной денежной единицей. На копейку можно было вполне прожить день, и слова о том, что при Грозном курица стоила копейку, не являются преувеличением. Своего серебра в Московском государстве не было, переделывали его на проволоку из западноевропейских талеров, получаемых за пушнину. Проволоку резали и плющили штемпелями, на которых было вырезано имя царя.

В Марийском крае копейки Ивана Грозного и его предшественников редки. Во-первых, чеканка монет в XVI веке была невелика, так как за рубежом в то время спрос на русские меха, а значит, уменьшились и государственные доходы. А во-вторых, сам Марийский край тогда находился в состоянии войны с центральной властью, городов еще не было, а значит, не было и торговых людей.

Копейки в наших местах регулярно встречаются только те, которые были отчеканены при первых Романовых, то есть в первой половине XVII века, когда Россия стала преодолевать негативные последствия Смутного времени, а Марийский край оказался вовлеченным во всероссийский рынок. Здешние купцы доезжали не только до Москвы и Архангельска, но и до Сибири. И денег было у них немало, что и доказывается обилием копеек Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

Правда, серебряных копеек царя Алексея в кладах, найденных на территории Марий Эл, было все-таки  поменьше. Дело в том, что, ведя войны с Польшей, государь высосал налогами у подданных практически все серебро. Взамен стали печатать более дешевые медные деньги. В итоге все обернулось так называемым Медным бунтом» 1662 года, после которого правительству пришлось отказаться от медных копеек, вызвавших дороговизну в стране и обнищание народа.

При Петре I серебряная копейка продолжала существовать довольно продолжительное время – до 1718 года. Постепенно, однако, вес вновь отчеканенных копеечных монет становился все меньше, и стоимость их, соответственно, падала все ниже. Царь-реформатор не любил идущие из далекой старины копейки, называя их презрительно за малый размер «вшами». А в народе в ту пору копейки называли «плевками» – видимо, оттого, что тогда деньги, когда носили с собой, клали за щеку. Делали это потому, что потерять эти мизерные, но для простых людей все же весьма дорогие монеты было проще простого. Недаром тогда сложилась поговорка «Бог дал денежку, а черт – дырочку» (ту, в которую проваливается заветная денежка-копейка).

В более поздние времена марийские модницы щедро обшивали свою одежду серебряными копейками, из которых можно составить богатую нумизматическую коллекцию, насчитывающую не одну сотню «чешуек» (так нумизматы называют старые московские копейки). Если повезет, то вы увидите на древних марийских нарядах копейки Ивана Грозного, Бориса Годунова, Василия Ивановича Шуйского, Дмитрия Ивановича (т. е. Лжедмитрия I). А если увидите монеты помельче, не удивляйтесь. На Руси были еще серебряные полукопеечные монеты, а также полушки – монеты стоимостью в четверть копейки. Те были совсем уж редкими. На копейках изображали всадника, а на полушках – двуглавую птицу. Обе эти фракции копейки не пережили царствования последнего Рюриковича на троне – царя Федора Иоанновича.

Доставались эти копейки простым труженикам  ох как непросто. Сколько надо было белок перестрелять, чтобы уплатить положенный ясак… Да и сельхозпродукты стоили в то время дешево, так что хоть и мала была копейка, но ценили ее, нагибались за ней и прятали в клады, нашивали ее на одежду, благодаря чему она и сохранилась до наших дней.                                

от admin