Не мешайте работать

На минувшей неделе на официальном сайте прокуратуры Республики Марий Эл размещена информация о намерении решить «вопрос об инициировании уголовного преследования» директора МУП «Город» в случае несвоевременного и ненадлежащего исполнения предприятием требования о ремонте ста автомобильных дорог города. Данную новость растиражировали местные СМИ и разместили на своих новостных страницах в сети Интернет, дополнив собственными комментариями о ситуации.


ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ НА МАТЕРИАЛ, ОПУБЛИКОВАННЫЙ НА САЙТЕ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК, ПРОВЕДЕННЫХ В 2013 ГОДУ

На минувшей неделе на официальном сайте прокуратуры Республики Марий Эл размещена информация о намерении решить «вопрос об инициировании уголовного преследования» директора МУП «Город» в случае несвоевременного и ненадлежащего исполнения предприятием требования о ремонте ста автомобильных дорог города.

Данную новость растиражировали местные СМИ и разместили на своих новостных страницах в сети Интернет, дополнив собственными комментариями о ситуации.

Администрация городского округа «Город Йошкар-Олы» считает необходимым дать официальный комментарий по данному материалу.

Напомним, действующий директор МУП «Город» В.Е. Дождиков назначен на должность менее года назад — в июле 2013 года.

Проведение ремонта автомобильных дорог общего пользования города производится в соответствии с утвержденной программой (ранее — графиками ремонта дорог), исходя из средств, которые закладываются в бюджете города на данные цели, и от предписаний и штрафов контролирующих органов не зависит.

Для справки: в период с 2009 по 2014 г.г. прокуратурой, иными контролирующими органами вынесено около 350 решений, предписаний, представлений, постановлений о назначении штрафов, не считая исковых заявлений. Все они требовали приведения дорожной сети, либо отдельных участков дорог в нормативное состояние. Общая сумма штрафов, наложенных на предприятие и должностных лиц МУП «Город», составила 672 000 руб.

Важно отметить, что позиция прокуратуры города в вопросе лица, ответственного за состояние городских дорог, колеблется, меняясь на диаметрально противоположную, в течение непродолжительного периода времени. При этом объяснить эти изменения с точки зрения закона не представляется возможным.

Так, в 2013 году (!) прокуратура посчитала, что МУП «Город» не вправе осуществлять содержание автомобильных дорог общего пользования как владелец, поскольку это нарушает закон. По данному факту по инициативе прокуратуры было возбуждено уголовное дело в отношении первого заместителя мэра города П.В. Плотникова. Примечательно, что до 2013 года факт закрепления автомобильных дорог и порядок финансирования предприятия не вызывал нареканий. Напротив, в многочисленных предписаниях прокуратурой Йошкар-Олы бремя содержания дорог МУП «Город» обосновывалось законностью их владения.

С мнением прокуратуры тогда согласился УФАС по Республике Марий Эл, который с позиции антимонопольного законодательства узрел нарушение конкуренции, потребовал перейти с финансирования в порядке субсидирования работ по содержанию улично-дорожной сети города на контрактную основу.

Данное требование администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» исполнено надлежащим образом, и с 1 января 2014 года работы по ремонту, содержанию автомобильных дорог производятся исключительно в рамках муниципальных контрактов. При проведении открытых торгов так называемые «конкуренты», права которых защищала прокуратура и отстаивал ФАС, так и не проявились, и контракт заключен с единственным участником — МУП «Город».

Финансовые последствия перехода на контрактную основу таковы, что если ранее муниципальное предприятие обязано было содержать дороги, привлекая для этого все имеющиеся ресурсы, в том числе и от иных, приносящих доход, видов деятельности, а из бюджета предприятию компенсировались лишь убытки, то в настоящее время предприятие выступает исключительно в качестве подрядчика, и работы по содержанию осуществляет в рамках выделенных бюджетных средств.

Правовые последствия перехода заключаются в том, что если раньше МУП «Город» отвечал за содержание дорог всем принадлежащим имуществом, то сейчас предприятие может быть привлечено только к гражданско-правовой ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение контракта и не несет ответственности за общее состояние дорог в городе.

Таким образом, на сегодняшний день, ставя вопрос об уголовной ответственности директора МУП «Город», прокуратура в очередной раз меняет свое мнение, возвращаясь к изначально занимаемой позиции в вопросе ответственного лица, перечёркивая собственные доводы, приводимые в пользу незаконности возложения на предприятия бремени содержания дорог.

Во избежание двойственности и введения в заблуждение администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» официально сообщает, что ответственность за содержание автомобильных дорог и их соответствие требованиям ГОСТов лежит на администрации города, от имени которой полномочия в области дорожной деятельности осуществляются ее структурным подразделением — управлением городского хозяйства.

В 2014 году управлением заключены 9 контрактов на выполнение работ по ремонту дорог на общую сумму 200 млн. руб. (финансовая помощь правительства Марий Эл, выделенная из республиканского бюджета), 7 из них практически полностью исполнены. Текущий ямочный ремонт проводится МУП «Город» в рамках контракта на содержание дорог. При этом качество работ и применяемых материалов полностью отвечает требованиям государственных стандартов благодаря использованию современной дорожной техники, приобретению нового асфальтового завода и укреплению материально-технической базы предприятия.

Администрация Йошкар-Олы готова провести торги на ремонт дорог, не вошедших в уже заключенные контракты, однако, исполнив требования прокуратуры, связана нормами федерального закона о контрактной системе и правомочна действовать только в рамках выделенных бюджетных лимитов: проведение торгов и заключение контрактов, не предусмотренных бюджетом, является грубым нарушением бюджетного законодательства.

Будучи исполнительным органом местного самоуправления, администрация не утверждает бюджет, а является его исполнителем, поэтому повлиять на его формирование может лишь косвенно. Окончательное решение о том, сколько средств будет направлено на ремонт дорог и их содержание, принимается Собранием депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола», поскольку именно депутаты определяют приоритетные направления решения вопросов местного значения и определяют, какое количество средств будет выделено на их решение.

Но даже депутаты не всесильны: дорожный фонд города — собственно средства плательщиков транспортного налога и акцизов на 2014 год — составляет 54,8 млн. руб., из них по состоянию на 26 июня 2014 года поступило 17,2 млн. руб. Так, например, 23 июня в дорожный фонд города поступило 14 руб. 84 коп., 24 июня — 4 руб. 93 коп., 25 июня — 2 165 руб. 94 коп.

Надо понимать, что на ремонт автомобильных дорог денежные средства могут быть выделены только в ущерб другим программам и статьям: это строительство и реконструкция детских садов, ремонт школ, переселение граждан из ветхого, аварийного фонда, ремонт и модернизация теплосетей, строительство водопроводов и т.д. И здесь уже приходится решать, что для города важнее. И если плохие дороги — это беда, то непроведение мероприятий по подготовке к зимнему отопительному сезону может обернуться для города поистине катастрофой.

Подводя итог, отметим: можно выдать бесчисленное количество предписаний, возбудить уголовные дела на всех должностных лиц администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и МУП «Город», поддерживать конкуренцию там, где ее нет и никогда не было, но проблему плохих дорог это не решит. В условиях дефицитности бюджета и наличия множества вопросов, ответственность за которые возложена на органы местного самоуправления, администрация Йошкар-Олы видит решение данной проблемы только в одном: укреплении материально-технической базы МУП «Город».

Первый заместитель мэра города, председатель КУМИ г. Йошкар-Олы П.В. Плотников пояснил: «Мы не позволим контролирующим органам, которые ни за что не отвечают, обанкротить и развалить муниципальное предприятие — единственное в городе, которое готово и способно выполнять работы по содержанию улично-дорожной сети. В настоящее время незаконность позиции прокуратуры города и УФАС по Республике Марий Эл уже признана решением Арбитражного суда Республики Марий Эл.

Время показало, что те решения, которые были приняты администрацией города и лично мной по укреплению материально-технической базы МУП «Город», были законными и единственно правильными. За них прокуратура требовала привлечь меня к уголовной ответственности. Но что бы делал город без приобретенной снегоочистительной техники зимой, как проводился бы ремонт дорог без катков и укладчиков, как вывозился бы смет с улиц без подметально-уборочной техники? Кто участвовал бы в тендере по содержанию дорог?

Невозможно одномоментно решить те проблемы, которые накапливались годами. Нельзя превратить улицы, капитальный ремонт которых не проводился с момента их строительства в советское время, в улицы с современным дорожным покрытием: все это требует денежных средств и массу времени. Важно то, что администрация города на сегодняшний день готова решать эту проблему, направлять имеющиеся средства и изыскивать дополнительные. И я уверен, что до конца сезона ремонтных работ (а начался он, напомню, только с конца апреля) нам удастся устранить «ямочность» на дорогах города.

Что касается капитального ремонта дорог с основательной заменой дорожной одежды, то здесь мы также будем придерживаться принятой программы и при поддержке Правительства Республики Марий Эл намерены в следующем году провести масштабные работы в объеме не меньшем, чем были запланированы в 2014 году. В общем, не мешайте работать».