Не навреди!

ТАКОВ ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП РАБОТЫ МУЗЕЙНЫХ РЕСТАВРАТОРОВ

В Йошкар-Олу снова приехала передвижная выставка «Русская палитра». На этот раз уже не просто с русской народной одеждой XIX — XX веков и живописью, а с семинаром по сохранению и реставрации музейных экспонатов.

«Русская палитра» — это совместный проект московских художников Ивана Кириллова и Марии Подкопаевой, воспитанников Российской академии живописи, ваяния и зодчества, а также художника-реставратора II категории Юлии Речкаловой (Тюмень).


ТАКОВ ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП РАБОТЫ МУЗЕЙНЫХ РЕСТАВРАТОРОВ

В Йошкар-Олу снова приехала передвижная выставка «Русская палитра». На этот раз уже не просто с русской народной одеждой XIX — XX веков и живописью, а с семинаром по сохранению и реставрации музейных экспонатов.

«Русская палитра» — это совместный проект московских художников Ивана Кириллова и Марии Подкопаевой, воспитанников Российской академии живописи, ваяния и зодчества, а также художника-реставратора II категории Юлии Речкаловой (Тюмень).

Выставка проходит в Музее истории Йошкар-Олы. Там же Юлия Речкалова провела семинар на тему «Сохранность музейных предметов», показала нашим музейным сотрудникам мастер-класс по уходу за экспонатами, поделилась тонкостями работы музейного реставратора.

«Работа любого реставратора основывается на определенных документах и правилах, — пояснила Юлия Александровна. — Часть правил отражена в Венецианской хартии реставраторов, принятой на специальном конгрессе в 1964 году. Эта хартия представляет собой негласный закон, свод рекомендаций, которые, хоть и были приняты довольно давно, до сих пор актуальны в работе реставратора. Основной же официальный документ для людей нашей профессии — инструкция по учету и хранению музейных ценностей, принятая в 1984 году».

Первое и самое главное правило реставратора — «Не навреди», ведь в его руки попадают довольно ветхие предметы далеких эпох. Чтобы не навредить, реставратор должен пользоваться только обратимыми материалами, то есть теми, которые всегда можно убрать с предмета без каких-либо последствий для него. Второе правило — «Без фанатизма». То есть не нужно все доводить до совершенства, вещь должна соответствовать своему времени. К примеру, если реставрируется гравюра или какой-то текст, то реставратору строго-настрого запрещается вмешиваться в авторские материалы, надписи и рисунки — они остаются в первозданном виде.

Реставрация — процесс кропотливый. Сначала проводится предреставрационное исследование старинного предмета — его полнейшее изучение вплоть до мельчайших подробностей. Предмет должен быть полностью описан и сфотографирован в том виде, в котором поступил. Это нужно для того, чтобы потом можно было сравнить предмет, как говорится, до и после. Также проводятся исследования в ультрафиолетовых лучах на наличие плесени.

Далее — непосредственно реставрация. Для начала мастер делает реставрационный паспорт (или протокол, если реставрация незначительна), который подтверждает, что предмет исследован.

Второй этап — удаление поверхностных загрязнений (пыль, копоть, пятна) путем бережной очистки и промывки. На третьем этапе проводится восполнение утраченных деталей, проще говоря, ставятся аккуратные идентичные заплаточки. И наконец, четвертый этап — это прессование, достаточно сложный процесс, требующий специальных навыков и оборудования. Помимо прочего здесь важно проследить, чтобы предмет не разорвало.

Ольга КОЧЕТОВА