65 лет исполнилось народной артистке республики Марий Эл Раисии Макаровой. Уже больше 40 лет она играет на сцене Национального театра драмы им. М. Шкетана. Ее творческая судьба, как и у многих артистов, началась с художественной самодеятельности, но так получилось, что специального актерского образования она так и не получила – училась уже в процессе работы в театре.


65 ЛЕТ ИСПОЛНИЛОСЬ НАРОДНОЙ АРТИСТКЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ РАИСИИ МАКАРОВОЙ

Уже больше 40 лет она играет на сцене Национального театра драмы им. М. Шкетана.

Ее творческая судьба, как и у многих артистов, началась с художественной самодеятельности, но так получилось, что специального актерского образования она так и не получила – училась уже в процессе работы в театре.

Родилась Раисия Васильевна в Сернурском районе в крестьянской семье. После окончания школы сразу стала работать заведующей сельского клуба, а также была секретарем комсомольской организации. Говорит, что тогда не было определенной цели, где продолжать учиться. Потом все-таки окончила торгово-кооперативный техникум и стала работать в магазине. Вот там уже судьба указала ей направление: юная Рая увидела объявление, что набираются исполнители для ансамбля песни и танца «Марий Эл» (в то время он еще не был разделен – Прим. авт.). Рая пела с детства, да и в школе учителя ее всегда задействовали в художественной самодеятельности, поэтому она смело пошла на прослушивание. А слушал ее сам Михаил Капланский, ему понравился голос девушки, и ее взяли. А потом уже Михаил Юрьевич отправил ее учиться в музыкальное училище им. И.С. Палантая, правда, его она не закончила, потому что в жизни случился театр.

В театре студенты училища подрабатывали. И вот однажды, это было в конце 1972 года, режиссер Николай Лузгинов увидел ее в коридорах театра и сразу заинтересовался. Сказал, чтоб приходила вечером, мол, будет работать. Ей тогда сразу дали роль мальчика Павла в спектакле по пьесе О. Шабдара «Кориш». А потом специально для нее Петр Рыбаков (Эсеней) написал пьесу «В субботу в баню», где она должна была сыграть роль деревенской девчонки Фени, которая переписывалась с украинским солдатом. В конце этот солдат приезжает к девушке, но она боится с ним встретиться, потому что он высокий, а она всего 140 сантиметров ростом. Эта роль была решающей для начинающей актрисы – от нее зависело, останется ли она в театре, но Рая справилась, и сцена окончательно стала ее «местом под солнцем».

Под свое крыло молодую артистку взяла главный режиссер театра Сарра Кириллова, она стала сама обучать ее всем премудростям актерской игры, буквально растила ее в профессиональном плане. Если в пьесе не было роли для актрисы, то она специально писала для нее, даже маленькую. С самого начала Сарра Степановна стала давать совсем еще молодой Рае возрастные роли – бабушек-старушек и матерей главных героев. «Мне тогда не хотелось такие роли играть, – признается Раиса Васильевна, – потому что молодая была. Но сейчас говорю ей спасибо, что готовила меня».

Училась актриса везде и всюду. Галина Иванова-Ямаева всегда давала ей какие-нибудь книги по актерской игре – так Раиса Васильевна самостоятельно изучила всего Станиславского, а актер Геннадий Копцев посоветовал ей ходить на марийские вечера в ДК им. XXX-летия Победы, там собирались марийские женщины, наблюдая за которыми можно было много ухватить для очередного образа. Раиса Васильевна даже в бани ходила и наблюдала за бабушками, за их поведением, манерами, разговорами.

В репертуаре актрисы в основном комедийные, характерные роли. И ей всегда нравилось играть именно такие, ведь в них больше свободы, а главное, есть возможность балагурить. «Я люблю все свои роли, – говорит Раиса Васильевна. – Если сама роль не полюбишь, народ не будет с удовольствием смотреть. Я очень любила роль в спектакле «Тетушка Прасковья дочку замуж выдает». Она все время хотела выдать свою дочь за парня, который любил другую. Еще очень нравится роль Наставий в спектакле «Любовь? Любовь! Любовь…». Она живет одна, у нее нет мужа, чтобы заработать, торгует на рынке. Есть еще дед Лаймыр, которого она постоянно просит то забор починить, то еще что-нибудь, играет с ним, но любит по-своему. Сейчас играю Ираиду Семеновну в спектакле «Шанель Тарля» по пьесе Николя Коляды и бабку Опониху в «Поминках по свинье». Это такая «черная» бабка, как будто колдунья – очень интересная роль».

Раиса Васильевна также мастер эпизода. Раньше в спектакле «Песня предков» она играла роль девочки-сиротки Изудыр, которая просила милостыню по домам. И вот однажды спектакль игрался в ДК им. Ленина. Была сцена, когда хозяин одного дома приказал девочке спеть за кусок хлеба, а режиссер Сарра Кириллова учила Раю петь в этот момент дрожащим голосом, будто душа плачет. И это так подействовало на одного из зрителей, что он в слезах вышел на сцену и попытался увести ее оттуда. Тот случай актриса не забудет, настолько это было трогательно.

«Мне не важно, какая роль, – говорит Раисия Васильевна, – лишь бы было, что делать, лишь бы на сцене. Однажды, когда у меня была какая-то маленькая роль, Сарра Степановна мне сказала: «Рая, ты не ищи для себя ничего, а то герои пропадут». А я всегда очень любила что-то искать для образа, обдумывать его».

Раиса Васильевна считает, что работа актера – это постоянный поиск и постоянная учеба. Она и сейчас не перестает учиться и развиваться. Ничего не имеет против, если молодые артисты что-то подсказывают в работе, ведь спектакль – это совместное творчество, и то, что она старше, не должно иметь значения.

«Над ролью я работаю дома, – рассказывает актриса. – Бывает, что и ночами не сплю, обдумываю. Я люблю тишину, чтобы была возможность поразмыслить над текстом, часто проговариваю его вслух, чтобы слышать, как его произношу – речь должна быть понятной, сочной, иначе, если буду мямлить, зритель не поймет. Иногда с режиссером много сокращаем в тексте, потому что спектакли нужно компактно делать. Авторы обычно не бывают против, потому что писать – это одно, а играть на сцене – это другое».

У Раисы Васильевны за всю ее творческую деятельность не произошло ни одного казуса на сцене: реквизит был всегда на месте, а текст ни разу не забыла. В театр она приходит обычно часа за полтора до спектакля и тщательно к нему готовится, а роли учит так, что они навсегда остаются в ее памяти.

Ирина СУВОРОВА

от admin