ЖКХ ИЗ ЖИЗНИ ГОРОДА И РЕСПУБЛИКИ

Невидимый управдом

Набирает обороты второй десяток лет, как новый Жилищный кодекс ввел понятие «управляющая компания». Помните, как мы тогда с энтузиазмом выбирали в управдомы свои же ЖЭКи, ДУ, поверив в коммунальный рай. Случился ли он за это время? Не факт. Сейчас на этом рынке обосновались еще и частники, но в адрес УК по-прежнему идет много негатива.

Разобраться в этой неоднозначной ситуации нам поможет Виктор Яковлев, не так давно возглавивший ЖЭУК «Южная».

 

Виктор Станиславович, скажите, что должна представлять из себя идеально работающая управляющая компания?

– Компания должна быть невидимой. Это значит, что у жильца многоквартирного дома должно быть тепло в квартире, должна быть горячая и холодная вода, с крыши не должно течь и в подвале должно быть сухо. И человек, вне зависимости от погодных условий, должен выйти из подъезда, со двора, не утопая в снегах и не опасаясь, что ему на голову упадет сосулька с крыши.

 

Фантастика! Только у нас в большинстве случаев все недостатки, которые вы перечислили, присутствуют, а УК действительно невидимки, поскольку мало что делают. Отсюда и недовольство людей. В первую очередь, жилищным тарифом запутанным, непрозрачным.

– Возможно, этим прежде грешили управляющие компании. Но в настоящее время у нас в городе формирование тарифа взято на особый контроль прокуратурой Йошкар-Олы. Из чего складывается жилищный тариф? Он формируется исходя из фактического состояния дома с минимальным перечнем оказания услуг, которые должны обеспечивать комфортное проживание жильцов. Кстати, опережая ваш вероятный вопрос, скажу, что в минимальный перечень услуг сейчас входит и уборка подъездов.

 

Да, я хотела задать вопрос про уборку. Он волнует многих. А кто определил минимальный перечень услуг?

– Минимальный перечень услуг утвержден Минстроем России. И тут нет никакой путаницы. Все расчеты выложены в сети Интернет – на сайтах управляющих компаний, новой системы ГИС ЖКХ. Это обязательное условие. При желании можно все посмотреть. Также вся информация, интересующая жителей, есть в домоуправлениях.

 

Расскажите, как вы формируете жилищный тариф?

– У нас дифференцированные тарифы. Это означает, что мы считаем по каждому дому расходы, а потом объединяем по группам в зависимости от степени благоустройства. Таким образом, у нас порядка 8 групп, и тариф колеблется от 5,82 рубля до 18,53 рубля.

 

Самый низкий тариф установлен для самого «свеженького» дома, где, в общем-то, и особых работ производить не надо?

– Нет, напротив. Самый маленький тариф у одноэтажного двухквартирного дома 1955 года постройки на улице Зеленой. Таким образом, средний тариф по ЖЭУК «Южная» составляет примерно 11 рублей при себестоимости выполняемых работ 16 – 18 рублей.

Но здесь проблема в другом. Не так давно один возмущенный жилец требовал, чтобы у него был благоустроенный двор, современная детская площадка, в подъезде хороший ремонт, отремонтированная крыша. Но при этом долг перед нами за этим домом составляет 443 тысячи рублей.

О чем тут говорить? Если люди хотят в срок и качественно получать услуги, они должны за них в срок платить. Правильно?

 

Согласна.

– Так вот, на конец 2017 года жильцы обслуживаемых нами домов задолжали более 53 миллионов рублей. Только один дом № 8 на улице Клары Цеткин накопил более двух миллионов рублей долга.

 

Но вы же должны взыскивать долги?

– Да, у наших юристов бывает по 16 приказов еженедельно по взысканию задолженности. Еще мы пользуемся услугами сторонней организации по взысканию задолженности с нежилых помещений. Но процесс этот не быстрый, а деньги нам нужны здесь и сейчас.

Помимо этого, постоянно меняющееся законодательство загоняет нас в угол. К примеру, если раньше техобслуживание газового оборудования нужно было проводить 1 раз в 3 года, то теперь ежегодно. Еще появилась диагностика общедомового газового оборудования с последующим ремонтом по предписанию специализированными организациями.

 

Значит, надо увеличивать тариф.

– Жильцы на увеличение тарифов не пойдут.

 

И что делать?

– Искать выход. Например, разработать муниципальный тариф, как сделано во многих городах.

 

Давайте поговорим еще об одной болевой точке ЖКХ плате за ОДН.

– Что сейчас происходит? Ресурсоснабжающие организации поставили жителям тепло, воду, электроэнергию, люди воспользовались этими благами. Но ответственность за расчеты между потребителем и поставщиком легла на управляющие компании. Согласно закону, вступившем в силу год назад, жильцы платят ОДН по нормативу, а все, что натекло и нагорело свыше, оплачивает УК. То есть за все воровство, за всех непрописанных, проживающих в квартирах без счетчиков.

 

И как с этим бороться?

– Необходимо, чтобы в квартирах устанавливались счетчики современного образца, на них не навешивались магниты, чтобы люди не подключались в обход счетчиков, с горячего водоснабжения и отопления не запитывали теплые полы, на балконы не устанавливали батареи.

Поймите, долги и ОДН – это только сознательность граждан. Мы стараемся работать и в этом направлении, но одномоментно невозможно привести жилфонд в нормальное состояние. Хотя уже сделано немало.

 

Мой дом тоже находится в зоне вашего обслуживания, поэтому, когда вы возглавили ЖЭУК «Южная», быстро распространилась информация, что вы там навели порядок.

– Мы сократили свои внутренние расходы. Отказались от двух офисных зданий на улицах Суворова и Луначарского. Администрацию ДУ № 1 разместили в здании ЖЭУК «Южная», а два ДУ – № 2 и № 11 – разместили в одном здании. Здесь же создали единый паспортный стол с удобным графиком работы для жителей и единую диспетчерскую службу для всех ДУ, оборудованную записывающими устройствами, которые фиксируют все обращения граждан. Тем самым мы отслеживаем своевременность реагирования на заявки и вежливость.

 

Какие задачи вы ставите в приоритет?

– Первое важное направление – это крыши. Невозможно жить, когда с крыши течет. На улице Волкова житель дома обнял моих работников, поблагодарил, что столько лет текла крыша, а в прошлом году мы нашли средства и отремонтировали. Вторая важная задача – это подготовка к отопительному сезону. Зимой крыши редко текут, но в холоде жить невозможно. И еще одна важная цель на все времена года – это приучить жильцов соблюдать законодательство, дисциплинированно передавать показания приборов, своевременно оплачивать счета и бережно относиться к общедомовому имуществу.