Новые открытия каждый день

Какие требования предъявляются сегодня к дошкольному образованию? Что представляет собой развивающее обучение? Как заниматься с малышом, чтобы воспитать в нем любознательность? Об этом мы поговорили с ведущим специалистом управления образования г. Йошкар-Олы Юлией СОЛОВЬЕВОЙ.

Какие требования предъявляются сегодня к дошкольному образованию? Что представляет собой развивающее обучение? Как заниматься с малышом, чтобы воспитать в нем любознательность? Об этом мы поговорили с ведущим специалистом управления образования г. Йошкар-Олы Юлией СОЛОВЬЕВОЙ.

 

Юлия Николаевна, сейчас много говорится о том, что детский сад это не просто подготовка к школе, а нечто большее. Что поменялось в его работе?

– Действительно, детский сад сейчас – самостоятельная ступень образования и важный этап в жизни маленького человека. Конечно, в детском саду малыши получают знания, но не это направление самое главное. Перед воспитателями поставлена задача развить личностные качества воспитанников, привить им социальные навыки, научить поведению в обществе, развить правильную речь и нравственные нормы, словом, сформировать общую культуру.

 

Насколько способны малыши усвоить урок о правильном поведении?

– Это возможно, поскольку все занятия с детьми проходят в доступной игровой форме. Причем приоритет отдается развивающему обучению, то есть ребенку предоставляется возможность самому делать открытия каждый день, а не просто получать готовые знания.

Развивающее обучение в детских садах ведется по пяти направлениям: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и физическое. Каждый детский сад выбирает свое приоритетное направление.

 

Что представляют из себя игровые технологии?

– Чтобы ребенок научился думать, он должен уметь искать и находить ответ самостоятельно, поэтому мы стараемся не давать дошколятам готовую информацию. Например, раньше после занятия детям задавался вопрос: «Ребята, вам понравилось занятие?» «Да», – отвечали они. Сейчас это считается неверным подходом. После занятий ребенку задаются вопросы: «А как ты считаешь?», «Почему так?», «А было ли тебе трудно?» Если у малыша возникают трудности, то воспитатель говорит: «Давай ты дома подумаешь над этим вопросом, а завтра мы еще раз поговорим об этом». Вот это и есть приемы технологии развивающего, проблемного изучения. Таким образом мы уходим от пассивного накопления знаний у детей. Новая образовательная модель отличается еще и тем, что родители включаются в процесс обучения.

Детский сад закладывает базовые «кирпичики» интеллектуального багажа ребенка. Чем больше личностных качеств у ребенка мы развили в детском саду, тем шире будет база для успешной будущей жизни.

 

 

 

 

Жизнь в «Маленькой звездочке»

 

В апреле текущего года в Йошкар-Оле прошел I Всероссийский форум молодых воспитателей России, организованный Общероссийской общественной организацией «Воспитатели России». В столицу Марий Эл прибыли более 120 воспитателей со всей страны, чтобы, как говорится, себя показать и на нас посмотреть. А посмотреть у нас было что. Воспитатели посетили не одно дошкольное учреждение в городе, но особенно им запомнился детсад № 10 «Звездочка», что находится на ул. Подольских Курсантов.

 

Здесь очень хорошо поставлена работа по ранней адаптации детей дошкольного возраста, а именно открыта адаптационная группа под названием «Маленькие звездочки» по подготовке малышей с полутора лет к детсаду. Именно эта группа вызвала восхищение молодых воспитателей – участников форума.

Справедливости ради стоит отметить, что в детских садах Йошкар-Олы открыто 15 таких адаптационных групп. Они присутствуют в каждом районе города и пользуются большой популярностью у родителей.

Перед всеми группами раннего развития поставлена задача развить социальную компетентность ребенка, помочь овладеть навыками общения с другими детьми, укрепить психофизическое здоровье детей и эмоциональное благополучие при поступлении в дошкольное учреждение, – говорит ведущий специалист управления образования города Йошкар-Олы Юлия Соловьева.Таким образом, с детьми начинают заниматься до того, как они переступили порог детского сада.

Отличие детского сада «Звездочка» от других заключается в том, что он единственный в городе занимается по программе «Детство». А эта программа направлена на раннюю социализацию детей дошкольного возраста. Девиз программы: «Чувствовать – познавать – творить». Педагоги строят свою работу как увлекательную игровую деятельность. Это позволяет малышам знакомиться с окружающим миром без принуждения.

Два раза в неделю двери «Звездочки» открываются для самых маленьких воспитанников. Адаптационная группа состоит из 12 человек, если детей будет больше, то уделить внимание каждому малышу становится сложно. Разнообразные занятия с малышами длятся примерно около часа. Интересно, что, приведя ребенка в детский сад, мамы и папы не сидят в коридоре, они присутствуют на занятиях. Это очень важный момент – педагог-психолог работает не только с детьми, но и с родителями, которые являются полноправными участниками образовательного процесса.

Занятия проводит педагог-психолог Татьяна Королева, без которой у «Маленькой звездочки» не было бы таких высоких успехов. Она является одним из самых опытных психологов в городе, на практику к Татьяне Александровне отправляют начинающих педагогов-психологов со всего города. «А умеете ли вы играть с детьми?» – с такого вопроса, адресованного Татьяной Александровной родителям малышей, начинается работа в группе «Маленькая звездочка». Конечно, родители дают утвердительный ответ, но, когда доходит до практики, у многих это не особо получается. Оказывается, играть с детьми тоже нужно учиться.

Родители, старясь занять ребенка игрой, часто просто зовут его по имени, но этого недостаточно, поэтому малыш порой и не откликается, – делится опытом Татьяна Александровна. – Дети изначально не умеют играть, поэтому, чтобы научить ребенка игре, мы образуем малые группы, где учим детей с полутора лет замечать другого человека, играть вместе. В таком раннем возрасте нужно уметь заинтересовать ребенка. Для этого нужен яркий, интересный материал, который привлечет внимание, а затем уже малыш видит другого ребенка, так образуется сюжет.

По словам педагогов-психологов, полуторагодовалый малыш может концентрировать внимание в течение 12 минут, потом он устанет и будет отвлекаться. За 12 минут нужно занять его одним видом деятельности, поэтому одно часовое занятие в адаптационной группе включает обязательно игру, потом физкультурно-оздоровительное мероприятие и, например, рисование. При таком подходе ребенок не устанет.

В группе «Маленькая звездочка» малышей не только учат играть вместе, находиться в коллективе, но и проводят с ними развивающие игры. Одним из самых эффективных методов работы является сенсорное воспитание. Игры направлены на развитие мелкой моторики, закрепление цвета, формы, размера. Так шаг за шагом в ребенке развиваются все чувства, позволяющие полноценно воспринимать наш разнообразный мир.

 

Полосу подготовила Надежда КРАСНОВА