Новый завет «реабилитировал» женщину

— В библейских текстах периодически прослеживается мысль о превосходстве мужчин. Например, там не говорится о наказании, если муж изменил жене, но предусмотрена смертная казнь, если жена изменила мужу: «Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, — да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Ветхий Завет, Левит 20:10). Т. е. речь идет о неверной жене и ее любовнике. Скажите, почему так?


— В библейских текстах периодически прослеживается мысль о превосходстве мужчин. Например, там не говорится о наказании, если муж изменил жене, но предусмотрена смертная казнь, если жена изменила мужу: «Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, — да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Ветхий Завет, Левит 20:10). Т. е. речь идет о неверной жене и ее любовнике. Скажите, почему так?

Священник, настоятель храма Державной иконы Божией Матери п. Медведево Алексий МИХАЙЛОВ:

— Если обратиться к книгам Ветхого Завета, то там ясно говорится о том, как были созданы первые люди — Адам и Ева, мужчина и женщина: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Бытия 1:18-24). Здесь же, кстати, Церковь видит основание для высокого достоинства брака, в отличие от блудных сожительств.

Далее из описания жизни первых людей видно, что диавол (злой дух) ввел в грех первых людей, и первой вкусила от запретного плода Ева, которая дала его и своему мужу. Бог наказал и Адама, и Еву. Грех ослушания женщины Бог решил уврачевать приведением ее к послушанию — подчинением жены мужу.

Во времена Нового Завета женская природа, если можно так выразиться, была «реабилитирована» в лице Девы Марии. Церковь именует Ее «второй Евой», поскольку через Ее послушание Богу воплотился Христос и произошло искупление грехов человечества — через Его жертву на Голгофе. В духовном отношении мужчина и женщина равны перед Христом, если подвизаются в меру своих сил.

В социальном отношении неравенство полов продолжает оставаться достоянием нашего греховного мира, хотя это неравенство служит ко взаимному дополнению и гармонии там, где есть подлинная любовь между людьми.

У апостола Павла есть замечательные слова, которые читаются во время венчания об отношениях полов: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Послание к Ефесянам 5:22-33).