Как рассказать нынешнему молодому поколению о войне языком театрального искусства? Без пафоса и геройства – просто о сломленных судьбах? В преддверии 70-летия Великой Победы все театры сейчас обращаются к спектаклям на тему войны. Так, Театр им. Э. Сапаева завершил фестиваль в честь Галины Улановой премьерой хореографического спектакля «Письма с фронта»


КАК РАССКАЗАТЬ НЫНЕШНЕМУ МОЛОДОМУ ПОКОЛЕНИЮ О ВОЙНЕ ЯЗЫКОМ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА? БЕЗ ПАФОСА И ГЕРОЙСТВА – ПРОСТО О СЛОМЛЕННЫХ СУДЬБАХ?

В преддверии 70-летия Великой Победы все театры сейчас обращаются к спектаклям на тему войны.

Так, Театр им. Э. Сапаева завершил фестиваль в честь Галины Улановой премьерой хореографического спектакля «Письма с фронта», а в Русском драмтеатре состоялась премьера спектакля «Не покидай меня» по пьесе Алексея Дударева.

О ВОЙНЕ ЯЗЫКОМ ТАНЦА

Одноактный балет «Письма с фронта» поставила молодой московский хореограф Нина Мадан, работающая в Детском музыкальном театре им. Н. Сац. Первоначально спектакль рождался как самостоятельное творчество молодых артистов этого театра, но впоследствии так понравился его художественному руководителю Георгию Исаакяну, что тот решил включить балет в репертуар. Случилось это еще летом прошлого года, а потом, в октябре, Нина Мадан участвовала как хореограф в форуме «Балет XXI века» в Красноярске (с номером современной хореографии).

Там, на форуме, состоялась первая «выездная» премьера «Писем с фронта» – балет был показан вне конкурса. И именно тогда худрук нашего Театра оперы и балета Константин Иванов, покоренный спектаклем, решил пригласить Нину Мадан для постановки этого балета марийскими артистами. Конечно, можно было просто пригласить танцовщиков Театра им. Н. Сац для участия в фестивале, как это сделали башкирцы («Письма с фронта» показали также на Нуриевском фестивале в Уфе в марте этого года), но балет так хорош, что желание заполучить его в репертуар своего театра вполне понятно.

В основу балета легла музыка В. Гаврилина, а именно его вокально-симфонический цикл «Военные письма». «Нас настолько вдохновила эта музыка, что мы, как хореографы, не могли пройти мимо нее, – поделились Нина Мадан и ее муж и ассистент Вячеслав Пегарев. – Мы чувствовали исходящую от нее силу. Тем более нам всем очень дорога память о войне, ведь она коснулась каждой семьи, и мы не могли остаться безучастными».

Сюжетная линия спектакля построена на фронтовых письмах, которые читают оперные артисты нашего театра Анастасия Ершова и Сергей Гарашкин. Эти письма – подлинные: некоторые были найдены в архивах, а некоторые получены от ветеранов. Все они драматургически объединены очень тонко, так, что ни одно не выпадает из общего контекста – истории двух любящих сердец, разлученных войной. Ощущение, что это одна общечеловеческая трагическая судьба, хотя в реальности за каждым из этих писем стоит жизнь отдельно взятого человека.

Пластика балета экспрессивно точно передает переживания главной героини (Светлана Паршина), да и практически для каждого занятого в спектакле артиста здесь придуманы свое соло или дуэт, вплетенные в общую хореографическую канву и рассказывающие вроде бы отдельную историю, но все-таки ту же самую. Особого внимания в этом балете заслуживает музыка тишины. Да-да, тишина становится частью музыки: те совсем крохотные паузы между номерами еще больше погружают зрителя в предложенный хореографом эмоциональный фон. Завораживает и пластическое решение непосредственных чтений писем, как, например, в тот момент, когда в абсолютной тишине на сцене появляются Света Паршина и Настя Ершова, и одна танцует только под звук голоса другой с пронзительной тоской и болью ожидания вестей с фронта.

Безусловно, этот балет стал одним из самых дорогих сердцу артистов спектаклей.

ЖЕНЩИНЕ НА ВОЙНЕ НЕ МЕСТО

Спектакль «Не покидай меня» в Русской драме поставил главный режиссер театра Иван Немцев. Дударевскую пьесу он полюбил уже давно и даже сделал по ней дипломный спектакль. Сейчас, по прошествии нескольких лет, режиссер решил вновь обратиться к истории четырех девчонок, вчерашних школьниц, на чьи плечи легло выполнение одного из главных заданий белорусской наступательной операции 1944 года. Пьеса написана Дударевым на основе реальных событий, эта трагическая история случилась на самом деле, и самому Немцеву посчастливилось пообщаться несколько лет назад не только с автором пьесы, но и с единственной выжившей в той военной операции Алей Ладысевой.

«Мне хотелось взять пьесу не о войне как таковой, а о людях на ней, о том, как война ломает людей, – рассказывает режиссер спектакля. – И мне кажется, что эта пьеса не столько о девчонках на войне, сколько о мужчинах, которые их туда отправили. Они пошли против воли Бога, природы, ведь женщине, предназначение которой хранить семейный очаг, рожать детей, приходится там, как и мужчинам, убивать, а это противоестественно».

В этом спектакле война уже сломала судьбу каждой из героинь: у одной в 41-м умерла мать, другая побывала в плену у немцев и такого там навидалась, что, по словам режиссера, она уже как бомба заряжена на самоуничтожение. И это страшно. Хотя эти девчонки, самой старшей из которых примерно 19 – 20 лет, и на войне, зная, что обречены, остаются девчонками – они поют, шутят, смеются, мечтают о любви.

Сценографическое решение спектакля не бытовое, а, скорее, философское. Как рассказал приглашенный из Уфы художник-постановщик Владимир Королев, ему хотелось в связи с поднятой в спектакле проблемой сделать оформление обобщенным, чтобы показать, что пребывание женщины на войне даже не как медсестры, а как боевой подруги, противоестественно во все времена. Так, например, использованы белый фон и белая маскировочная сеть, в сценографии внимательный зритель увидит изображение не только фашистского орла, но и египетского бога войны и шлемы древних греков.

А еще этот спектакль об одиночестве, ведь не зря же он называется «Не покидай меня». И если тогда люди боялись оставаться одни, то сейчас они, как ни странно, к этому стремятся.

Ирина СУВОРОВА
Фото Евгения Никифорова

от admin