Выйдя из дома в семь утра, Маргарита Николаевна Акцорина направляется в продуктовые магазины. Обходит несколько. Одним не обойтись, ведь желания и вкусы у ее подопечных разные. Кому-то нужен бородинский хлеб, кому-то – с отрубями, кому-то – только чебоксарский. Поэтому надо заглянуть в «Магнит», «Eurospar», «Пятерочку», а затем в фирменные киоски марийских производителей – благо за долгие годы работы Маргарита Николаевна наработала свой маршрут.


ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: К ВЕЧЕРУ СТАНОВИТСЯ ЯСНО, ПОЧЕМУ ЭТУ ПРОФЕССИЮ НАЗЫВАЮТ ТРЕТЬЕЙ ПО ЗНАЧИМОСТИ ПОСЛЕ ВРАЧА И УЧИТЕЛЯ

Выйдя из дома в семь утра, Маргарита Николаевна Акцорина направляется в продуктовые магазины. Обходит несколько. Одним не обойтись, ведь желания и вкусы у ее подопечных разные. Кому-то нужен бородинский хлеб, кому-то – с отрубями, кому-то – только чебоксарский. Поэтому надо заглянуть в «Магнит», «Eurospar», «Пятерочку», а затем в фирменные киоски марийских производителей – благо за долгие годы работы Маргарита Николаевна наработала свой маршрут.


Каждый день Маргарита Николаевна Акцорина (справа) обходит по шесть подопечных
 

Набрав полные пакеты продуктов, она начинает свой рабочий день, а вместе с ней – 37 ее коллег, сотрудников йошкар-олинского комплексного Центра социального обслуживания населения. Все вместе они обслуживают 363 человека во всем городском округе. На каждого работника приходится 12 или 13 подопечных.

Услуги на дому предоставляются тем, кто из-за болезни или травмы, в силу возраста или инвалидности не может сам за собой ухаживать, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности. Соцработники помогают таким людям убраться в квартире, приготовить еду, покупают продукты и лекарства, помогают в оформлении тех или иных документов, решают возникающие вопросы с ресурсосберегающими компаниями.

Это только одна сторона. Социального работника ждут не только как помощника, но и как собеседника, кому можно пожаловаться, поплакать.

Обратиться в комплексный центр может любой человек, который нуждается в помощи.

– К нам граждане могут обратиться и в устной, и в письменной форме, – рассказывает заведующая отделением социального обслуживания на дому Людмила Козлова, – также нам звонят из поликлиники, где обслуживается гражданин, нуждающийся в помощи. Затем мы выезжаем к нему, составляем акт оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в предоставлении социального обслуживания на дому. Социальные услуги предоставляются гражданину в соответствии с индивидуальной программой на основании договора, заключенного с гражданином или его законным представителем.

Да, за работу социального работника нужно платить, но сумма эта невелика. Например, доставка продуктов стоит всего 14,88 рубля, содействие в уборке жилого помещения – один рубль за квадратный метр, покупка лекарств – 3,72 рубля. Тарифы на социальные услуги вступили в силу с января этого года. Услуги соцработника могут предоставляться и бесплатно либо за частичную плату – если пенсия или пособие у человека слишком малы.

Для удобства каждому социальному работнику стараются прикреплять граждан, живущих неподалеку друг от друга, в одном либо в близлежащих микрорайонах. Так, районы обслуживания Маргариты Акцориной – Дубки, Сомбатхей и Ремзавод. К каждому из 12 человек нужно прийти минимум два раза в неделю, к некоторым – например, престарелым семейным парам, лежачим – три раза, поэтому каждый день Маргарита Николаевна обходит по шесть подопечных. Почти за 10 лет работы с пожилыми и инвалидами она стала родной каждому из них, и, конечно, они ждут ее прихода, как солнца в пасмурный день.

В половине девятого утра, Маргарита Акцорина уже пришла к инвалиду войны Василию Ивановичу. Он приехал в нашу республику с Сахалина, где служил в молодости на рыболовном траулере, а затем и вовсе остался у нас жить и работать. После кончины супруги живет один, но интереса к жизни не теряет – совершает ежедневный моцион, следит за новостями, а вот хозяйственные вопросы ему помогает решать социальный работник.

Маргарита Николаевна выкладывает на стол заказанные продукты и предлагает:

– Василий Иванович, давайте пол будем мыть?

– Палубу? Ну давайте будем палубу драить! – отвечает на близком ему сленге бывший моряк.

Маргарита Николаевна протирает пыль, чистит ванну, выносит мусор и, конечно, уделяет время и на беседу.

По словам социального работника, Василий Иванович часто рассказывает ей про свое детство, войну, жизнь на Сахалине, про дочь, которая живет в Подмосковье, но каждое утро звонит отцу, спрашивает, как он себя чувствует. Самой же любимой темой в последнее время остается вручение юбилейной медали к 70-летию Победы. Василий Иванович вновь и вновь делится своими яркими впечатлениями от посещения нового здания театра оперы и балета, где вручали медали, рассказывает о красивом театральном интерьере, не забыв упомянуть про роскошную люстру в зале. Он с любовью показывает свою бесценную реликвию – медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне», подарки, которые ему вручили вместе с наградой, и говорит, что особенно согрело ему душу вручение медали самим мэром и его крепкое рукопожатие.

– Такое хорошее, ласковое отношение, столько теплых слов нам сказали, привезли на такси, – говорит ветеран.

Вот так за разговорами незаметно для всех проходит полтора часа. Маргарите Николаевне пора идти дальше – ее ждут в других домах.

В обед Маргарита Николаевна уже приходит к Вере Михайловне Евтюниной, но так бывает не каждый день. Часто социальный работник приходит к подопечной только в шестом часу.

Двух женщин связывают не просто теплые отношения, а настоящая дружба. Знакомы они уже более 10 лет, делятся новостями, рассказывают о своих семьях, даже праздники иногда вместе отмечают.

Вера Михайловна живет одна, сын и внуки ее далеко, хотя и не забывают звонить. Женщина перенесла инсульт и передвигается по квартире только с палочкой, на улице гуляет редко, только летом с помощью Маргариты Николаевны, поэтому помощь социального работника для нее – настоящее спасение, о чем она не устает говорить.

– Горький сказал: «Человек – это звучит гордо», а я считаю, что «социальный работник» звучит более гордо, потому что эта профессия очень нужная и важная, – делится мнением Вера Михайловна. – Считаю, что она третья по значению после профессии врача и учителя. Таким беспомощным людям, как я, без социального работника нельзя прожить. Социальный работник – это человек с большой буквы, с огромнейшей душой, в которой есть место состраданию, уважению и заботе о людях. Все эти качества относятся к моей Маргарите Николаевне. Она – свой человек в доме, даже ключи свои есть. Она приносит и продукты, и хозяйственно-бытовые товары, и одежду. А самое главное, она светлый, радостный, доброжелательный человек, и, конечно, только такие люди должны работать в этой сфере.

Такт, терпение, да и элементарная физическая выносливость – все эти качества ценят подопечные в социальном работнике и признают: «Мы же народ очень трудный, не всегда в настроении, что-то болит, жить не хочется, а тут придет человек, улыбнется, похлопает по спине, утешит, а нам большего и не надо».

За чашкой чая у гостеприимной хозяйки начинается разговор о различных случаях из жизни и работы Маргариты Акцориной, причем Вера Михайловна знает все подробности и переживает за подругу.

– Однажды мы с Маргаритой Николаевной ездили в лазерный центр, меня направили на операцию глаза, а нужный кабинет находился на четвертом этаже, – вспоминает Вера Михайловна. – Я идти не могу, ступени высокие, повисла на Маргарите Николаевне, так мы и поднялись, и спустились. А потом она меня домой привезла, помогла раздеться и прийти в себя после операции. Несмотря на то что это был ее выходной день, она с семи утра до часу провела со мной.

А как-то Маргарита Николаевна сломала лодыжку правой ноги, сначала думала, что обойдется, и обслужила своих подопечных, принесла им продукты, от них ее и увезли в травмпункт.

Было и такое: одна пожилая женщина не досмотрела за стиральной машиной, пришлось стирать заново. В другой раз у женщины-колясочницы протек потолок из-за аварии на крыше, и Маргарита Акцорина срочно вызвала представителей управляющей компании.

О таких случаях можно рассказывать и рассказывать. А пока, попив чаю и поговорив, Маргарита Николаевна берет новый список продуктов, отчитывается и представляет чеки и отправляется еще в один дом, где ее ждут.

Здесь мы с ней попрощаемся, хотя рабочий день ее не окончился. После обслуживания еще одной женщины социальному работнику предстоит посещение Пенсионного фонда и «Водоканала» для содействия в оформлении документов обслуживаемых для получения мер социальной поддержки.

Надежда КРАСНОВА

от admin