Окрещенные сценой

Свой 78-й театральный сезон русский театр драмы открыл премьерой спектакля «Шум за сценой» по пьесе Майкла Фрейна. «Что сказать про театр? Как про это сказать?» — говорится в стихах Юриэля Табачникова. Строчками из его стихов и начинает спектакль режиссер Иван Немцев, отведший себе в своем новом творении тоже роль режиссера Ллойда Далласа.


СВОЙ 78-Й ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН РУССКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ОТКРЫЛ ПРЕМЬЕРОЙ СПЕКТАКЛЯ «ШУМ ЗА СЦЕНОЙ» ПО ПЬЕСЕ МАЙКЛА ФРЕЙНА

«Что сказать про театр? Как про это сказать?» — говорится в стихах Юриэля Табачникова. Строчками из его стихов и начинает спектакль режиссер Иван Немцев, отведший себе в своем новом творении тоже роль режиссера Ллойда Далласа.

Это спектакль о закулисной жизни, той, что скрыта от глаз зрителей. И безусловно, этот спектакль — признание в любви театру. Ставить «спектакль в спектакле» и приоткрывать завесу закулисья для нашей республики уже становится традицией. Сначала наши зрители увидели оперу «Viva la mamma!» Г. Доницетти, затем «И смех, и слезы, и балет…» в хореографии Павла Глухова, теперь вот настал черед драмтеатра. Кстати, заметьте, все подобные спектакли поставлены в жанре комедии. Наверное, по-другому рассказать обо всех казусах, что случаются на сцене и в жизни артистов, просто невозможно.

Итак, зритель заходит в зал и сразу же видит спущенные прожекторы, снующих по сцене рабочих и режиссера, дающего последние указания. Занавес не открывается. А зачем? Ведь зрителям сразу предлагается окунуться в атмосферу создания спектакля. Актеры нашего драмтеатра, играющие актеров, играющих некий фарс про сардины (боже, не запутаться бы!) — вот такой многоплановый спектакль предлагает нам театр.

Первая картина — это как раз генеральная репетиция, которую актеры периодически прерывают, то забывая свои мизансцены, то пытаясь понять, почему они делают то, что делают. Режиссер периодически срывает голос, хотя и очень старается держать себя в руках. Как это знакомо тем, кто хоть раз присутствовал на какой-нибудь репетиции! И как же знакома ситуация, когда до премьеры осталось всего ничего, а спектакль толком не готов. По сути, зрителям предлагается увидеть «кухню» создания спектаклей, конечно, утрированную и даже в некоторых моментах гротескную, но такую знакомую всем артистам без исключения.

Второй план — тот же спектакль, те же артисты, но только вид из-за кулис. И здесь уже не обойтись без потери реквизита или детали костюма, или когда все это находится не там, где нужно, а у артиста несколько секунд, чтобы сориентироваться в ситуации. Ну и, конечно, забывание текста, личные драмы и просто элементарная вредность — вот то, что происходит за кулисами в то время, когда на сцене актер буквально из кожи вон лезет, чтобы спасти спектакль. Весь этот закулисный хаос молодым режиссером Иваном Немцевым выстроен мизансценически очень точно. И это приятно, когда каждый актер точно знает, что ему делать и когда. И хотя автором пьесы прописано немало смешных ходов, Немцев привносит в спектакль и свои детали, которых нет у автора, и они, несомненно, попадают в цель (а цель в данном случае — рассмешить зрителя). Чего только стоит это неимоверное количество букетов и кактус напоследок! Что ни говорите, а комедию ставить тяжело, главное — не переборщить и не уйти во что-то наподобие капустника. Когда шутка точно выстроена, тогда она и выстреливает, и тогда действительно смешно. И да, этот спектакль был и правда очень смешной. А уж в конце, когда нам снова показали фарс со стороны зрительного зала и когда спектакль про сардины совершенно «развалился», в зале хохотали ну просто до колик.

Нельзя не отметить одновременно изящные и остроумные костюмы и декорации к этому спектаклю. Ведь какой зритель не мечтал хоть раз увидеть декорации сзади? В этом спектакле им представился такой шанс: с одной стороны, вполне себе респектабельные двери, с другой — обшарпанные и потрепанные. Не оценить юмор художника-постановщика просто невозможно. И как же хорошо, когда в костюмах нет той вычурности и вульгарности, нарочитой показухи и утрированности, в которые порой любят «одевать» комедии. Они сделаны легко, со вкусом и практически с английским юмором.

Спектакль настоятельно рекомендуется к просмотру. Поверьте, смех до слез вам обеспечен.