Они такие же, как все — могут и хотят работать

Ограниченные возможности здоровья не всегда означают ограниченные способности. Как помочь таким людям найти дело по душе, почувствовать себя нужным обществу? Не секрет, что просто так, без специальной поддержки, инвалиду устроиться на работу гораздо сложнее (если не сказать больше), чем обычному здоровому человеку.


ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ НЕ ВСЕГДА ОЗНАЧАЮТ ОГРАНИЧЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ. КАК ПОМОЧЬ ТАКИМ ЛЮДЯМ НАЙТИ ДЕЛО ПО ДУШЕ, ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ НУЖНЫМ ОБЩЕСТВУ?

Не секрет, что просто так, без специальной поддержки, инвалиду устроиться на работу гораздо сложнее (если не сказать больше), чем обычному здоровому человеку.

Поэтому и существуют законодательные акты и специальные госпрограммы, призванные решить эту проблему.

Саша Каминский                         Работодатель и мастер-учитель Саши Андрей Рыжов

Куда податься?

Пенсия по инвалидности составляет около 6 тысяч рублей. Конечно, получая такую сумму, каждый инвалид, который может работать, будет искать заработок. Кто-то занимается этим самостоятельно, кто-то обращается в Центр занятости — таких инвалидов в Йошкар-Оле в этом году было 378, из них трудоустроились 165, кто-то на постоянную работу, кто-то лишь временно.

В Центре занятости с ними беседуют профконсультанты, которые помогают человеку выбрать работу в соответствии с его возможностями. Инвалиды-безработные имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование бесплатно. Переучиться инвалиду можно по профессии, которая востребована на рынке труда и не противоречит его медицинским показаниям. В этом году в столице РМЭ направлен на обучение 31 инвалид.

Также есть возможность трудоустроиться в счет квоты, предоставленной работодателями по соглашению с Центром занятости. Способствует трудоустройству инвалидов и оборудование работодателями рабочих мест, финансовые средства на которые предоставляются Центром занятости. Людей с ограниченными возможностями здоровья трудоустраивают как в обычные организации, так и в специализированные, где работают инвалиды.

Конечно, многое зависит от группы инвалидности. Зачастую инвалиды I группы медико-социальной экспертизой к работе вообще не допусаются или не могут подобрать работу. И даже устроившись, работают они недолго, а пока организм не устанет и не попросит отдыха.

Один из примеров

Саша Каминский родился на Украине, в 7 лет вместе с родителями переехал в Марий Эл. В 2005 году мальчика сбила машина, и он получил серьезную черепно-мозговую травму. «Тогда я учился в четвертом классе 15-й школы, — рассказывает Саша. — После аварии пролежал в больнице три месяца. Человека того наказали, но этим здоровье не вернешь».

Сейчас Саше 18 лет, у него III группа инвалидности. Однако, взглянув на него сейчас, не подумаешь, что ему пришлось пережить. Со стороны он самый обычный молодой человек, правда, тихий, молчаливый. Саша рассказал, как заново учился ходить. Конечно, после аварии речи о посещении школы уже не могло быть, его перевели на домашнее обучение. После 9 класса он пошел учиться в 8-е училище на обувщика.

Если упоминание об удаче здесь вообще уместно, то можно заметить, что Саше повезло с поиском работы. Еще во время учебы он пришел на практику к Андрею Рыжову, мастеру по пошиву и ремонту обуви. Медики не нашли противопоказаний к такой работе. Место для практики нашла Саше его преподаватель. Так состоялось знакомство Саши со своим будущим работодателем, и на протяжении учебы молодой человек не раз приходил в нему на стажировку.

«Сначала был подмастерьем, — говорит Саша, — ничего не получалось, знал только теорию, но Рустам Хакимов и Андрей Рыжов учили меня практике. Сейчас набойки умею ставить, профилактику, обтяжку каблука делаю».

Чем ближе учеба подходила к завершению, тем больше становились волнения юноши о будущем месте работы. Училище сотрудничало с Центром занятости, куда он и обратился. Сначала, Саша, чтобы не бездельничать, трудоустроился к Андрею Валерьевичу временно, а в августе — официально.

Специально для Саши Андрей Рыжов создал дополнительное рабочее место, а Центр занятости выделил для этого средства на приобретение необходимого оборудования.

«Хороший парень, трудолюбивый, — говорит о нем работодатель. — Учили мы его долго и с самых азов. А потом жалко было отпускать парня, которого сами выучили. Сейчас он все умеет, справляется с любым ремонтом».

Надежда КРАСНОВА