ОСАГО: на весах финансов и фемиды

С 12 апреля базовый тариф ОСАГО повышен на 40 процентов. Поможет ли это хоть как-то решить проблему убыточности ОСАГО и, соответственно, навязывания страхователями автомобилистам дополнительных услуг? И как правильно действовать человеку в случае такого навязывания?


С 12 АПРЕЛЯ БАЗОВЫЙ ТАРИФ ОСАГО ПОВЫШЕН НА 40 ПРОЦЕНТОВ. ПОМОЖЕТ ЛИ ЭТО ХОТЬ КАК-ТО РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ УБЫТОЧНОСТИ ОСАГО И, СООТВЕТСТВЕННО, НАВЯЗЫВАНИЯ СТРАХОВАТЕЛЯМИ АВТОМОБИЛИСТАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ? И КАК ПРАВИЛЬНО ДЕЙСТВОВАТЬ ЧЕЛОВЕКУ В СЛУЧАЕ ТАКОГО НАВЯЗЫВАНИЯ?

Повышение базового тарифа ОСАГО связано с увеличением с 1 апреля размера страховой выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших, со 160 до 500 тысяч рублей. При этом Центробанк также расширил тарифный коридор до 20 п. п., то есть страховые компании вправе довести увеличение тарифа до 60 процентов.

В ходе прямой линии 16 апреля Президент РФ Владимир Путин сказал, что поднятие стоимости ОСАГО — экономически вынужденная мера. Во-первых, стоимость обязательного страхования для автомобилистов не повышалась в течение 11 лет. Во-вторых, в связи с курсовой разницей выросла стоимость запчастей. Плюс, как уже говорилось, возросла стоимость платежей, связанных со страхованием жизни и здоровья людей.

В связи с этим Центробанк принял соответствующее решение. В противном случае страховые компании начали бы уходить с рынка. «Наступила бы ситуация, которую иначе как хаосом назвать невозможно», — подчеркнул Президент РФ. Однако В. Путин заверил, что правительство подумает над тем, как адресно поддержать автомобилистов, семейный бюджет которых понес непосильную нагрузку в связи с подорожанием ОСАГО.

«БЛАНКОВ НЕТ»

Насколько повысился тариф в Марий Эл, а главное, поможет ли это решить проблему с убыточностью ОСАГО? Ведь проблема эта сказывается также и на автомобилистах, которые в последние годы все чаще стали жаловаться на навязывание при оформлении полиса ОСАГО дополнительных услуг, таких, например, как договор страхования жизни. Для тех, кто не соглашался, оформление под тем или иным предлогом затягивалось (нет бланков и т. п.), а кто-то и вовсе получал отказ. В результате многие, чтобы не терять время, оформляли полис в другом городе либо все-таки соглашались на дополнительное страхование, платя лишние деньги.

В Марий Эл ситуация на рынке ОСАГО обсуждалась на уровне правительства республики в марте этого года с участием руководителей Центробанка, ФАС и страховых компаний. Последним, что называется, поставили на вид: прекратить нарушение законодательства в виде навязывания при оформлении договора ОСАГО дополнительных страховых услуг.

С такой ситуацией сталкивались практически все опрошенные «Й» автомобилисты. А вот прекратится ли, по их мнению, навязывание дополнительных услуг после повышения тарифа ОСАГО?

Максим Наумов, предприниматель: «Я обращался в разные страховые компании. Где-то говорили, что бланков нет, где-то просто не принимали, когда узнавали, что до этого страховался в другой компании. При этом, если соглашусь оформить дополнительные услуги, тогда были готовы застраховать. Ну а где-то прямо говорили, что без дополнительного страхования, скажем, жизни не страхуем. В итоге через знакомых оформил полис в Казани.

Думаю, что после подорожания тарифа уже не будут так навязывать дополнительные услуги. Это происходило, как мне кажется, потому, что страховым компаниям просто невыгодно работать по низким тарифам, к тому же правительством была поднята ставка страховой выплаты, а аварий у нас много».

Роман Григорьев, инженер-технолог: «Я оформлял ОСАГО при покупке автомобиля в июне 2014 года. Навязали страхование жизни. Не уверен, что эта история прекратится с повышением цен, так как схема уже отлажена. Не все готовы судиться со страховыми компаниями. В этом году я планирую обратиться заранее и в письменной форме, если будут отказывать, то пусть уж официально».

Елена, работник культуры: «Дополнительное страхование предлагали. Объясняли это тем, что у них такая политика в компании, и если не нравится — не берите. Думаю, что допуслуги не прекратят навязывать, так как ОСАГО им невыгодно, потому что большие выплаты».

Алексей Громов, директор строительной фирмы: «Полис оформлял в июне прошлого года. У меня новая машина, так что ОСАГО оформлял у тех же, у кого и КАСКО. Полис вынули из-под стола и сделали без каких-то вопросов. Но знаю, что другим тогда отказывали под предлогом отсутствия бланков».

Анна Падерова, переводчик: «Когда в последний раз оформляла, говорили, чтобы приходила через три месяца, так как сейчас нет бланков и очередь. Надеюсь, что с повышением тарифа это (навязывание дополнительных услуг — Авт.) прекратится».

Павел, предприниматель: «Я брал в кредит новую машину, обязательно надо было оформить КАСКО. Я спросил, сделают ли мне ОСАГО без дополнительного страхования при оформлении КАСКО. Но мне сказали, что у той компании, где я собирался оформлять КАСКО, нет полисов ОСАГО. В итоге я отдельно ездил оформлять КАСКО и оформил ОСАГО с дополнительной страховкой, чтобы быстрее сделали. Кстати, при заявлении на отказ от допуслуг (я писал его на 7-й день после заключения договора) страховая компания возвращает всего 10 процентов от уплаченной суммы. Думаю, что и после повышения тарифа навязывание дополнительных услуг не прекратится. Страховым компаниям просто невыгодно выдавать полисы ОСАГО. Кстати, одна компания вообще перенесла главный офис из Йошкар-Олы в Юрино, а здесь осталась работа с постоянными клиентами, поэтому либо выбираешь другую компанию, либо едешь в Юрино».

ОТКУДА РАСТУТ УБЫТКИ

Мы попросили прокомментировать ситуацию с ОСАГО компанию «Росгосстрах», которой принадлежит 41 процент от числа всех заключенных договоров по ОСАГО.

«Как системообразующая страховая компания, которая работает во всех субъектах РФ и полисы которой имеют более 15 млн человек, то есть каждый третий автовладелец в стране, при принятии решения о тарифе мы считаем важным не только руководствоваться расчетами убыточности в том или ином регионе, но и учитывать социальный аспект, — говорит директор филиала компании «Росгосстрах» в Республике Марий Эл Ирина Мухаметгазизова. — В этом вопросе мы разделяем позицию Центробанка, который прилагает усилия к достижению баланса между социальной ролью ОСАГО и реалиями рынка. Поэтому наша компания использует нижнюю границу тарифного коридора в новых ценах на ОСАГО.

Из этого можно заключить, что базовый тариф повысится на 40 процентов. Ну а конечная сумма зависит уже от самых различных факторов — от мощности автомобиля и до стажа водителя. При этом региональный коэффициент с 1 апреля в Йошкар-Оле повысился от 1,3 до 1,4 процента».

Также в «Росгосстрахе» отмечают, что на сегодня комбинированная убыточность страховых компаний по республике составляет 130 процентов, причем сюда входят не только страховые выплаты, но и судебные издержки. В том, что произошло повышение базового тарифа, компания видит положительную динамику. Напомним, что первое повышение тарифа произошло в октябре 2014 года на 25 — 30 процентов. До этого же, начиная с 2003 года, когда был принят закон об ОСАГО, тариф ни разу не менялся. В 2003 году он был установлен на уровне 1980 рублей для физлиц и 2375 рублей для юрлиц. На конечную стоимость полиса также влияют тарифные коэффициенты, они корректировались дважды — в 2009 и 2011 году, но позволили лишь на некоторое время скорректировать убыточность страховщиков по отдельным регионам, сегментам ТС и группам водителей, на ситуации же с ОСАГО в целом это не отразилось.

В то же время значительный рост цен на запчасти, инфляция и обновление автопарка привели к тому, что возросла средняя стоимость урегулирования убытка. К тому же дорожная инфраструктура практически не изменилась, а качество дорожного покрытия и контроль за его состоянием во многих случаях даже ухудшились, из-за чего, конечно, возросла аварийность на дорогах. А при неизменности базового тарифа обязанности автостраховщиков расширялись: увеличивались лимиты выплат по жизни и здоровью, было введено прямое урегулирование убытков, к тому же возросли случаи мошенничества («аварии на бумаге»).

В «Росгосстрахе» отмечают, что все эти факторы вкупе оказали существенное влияние на убыточность ОСАГО. Из-за несоответствия объема обязательств страховых компаний и тарифа возник ряд критических точек, которые требовали пристального внимания. Финансовое же покрытие, которое обеспечивал прежний базовый тариф, исчерпало себя еще в 2010 году.

ДИКТОФОН ИЛИ СВИДЕТЕЛИ?

Конечно, хочется надеяться, что с повышением тарифа ситуация на рынке ОСАГО начнет меняться в лучшую сторону. Но в любом случае каждый автомобилист должен знать, как действовать в случае, когда ему навязывают дополнительные страховые услуги.

Напомним, что функции страхового надзора принадлежат Центробанку. Поэтому со всеми жалобами следует обращаться в Отделение — Национальный банк РМЭ Центробанка РФ. Также можно обратиться в антимонопольную службу, прокуратуру и Роспотребнадзор. Однако при этом гражданам лучше заранее обращаться в страховую компанию для получения полиса ОСАГО, не дожидаясь окончания действия предыдущей страховки. Заявление лучше подавать в письменном виде в 2 экземплярах (один оставляете у себя) и обязательно с датой (ответ страховые компании должны дать по закону в течение 30 дней со дня подачи заявления). Будет правильно, если сотрудник компании распишется на вашем экземпляре в получении заявления. Если компания отказывает в предоставлении полиса, то она должна представить письменный отказ с разъяснением причин. С этими документами можно уже обращаться с жалобой в тот же Центробанк.

Правда, едва ли какая-то компания напишет в своем отказе, что не может предоставить полис ОСАГО потому, что гражданин не хочет заключить дополнительный договор, скажем, на страхование жизни. Ведь это, как ни крути, прямое нарушение законодательства. Так что же делать? Записать разговор со страхователем на диктофон? Это можно, но в суде такое доказательство не обязательно примут. Лучше всего, если у вас будут свидетели. Но главное и неоспоримое правило — нужны письменные доказательства, поэтому требуйте отказ в письменной форме.

Ирина СУВОРОВА