От деспотии мужа — раскрепостить!

8 Марта — один из любимых праздников. Но мало кто помнит, что его корни уходят в революционное прошлое, когда не было цветов и подарков, а на первый план выходила борьба женщин за свои права. Из школьного курса истории мы знаем, что отмечать Международный день работниц предложила Клара Цеткин на Второй Международной конференции женщин-социалисток


«В СИЛУ НОВОГО ДВИЖЕНИЯ МАРИЙКАМ ПРИХОДИТСЯ БЫВАТЬ СРЕДИ МУЖЧИН, ХОДИТЬ ИЛИ ЕЗДИТЬ ВМЕСТЕ С НИМИ НА СОБРАНИЯ… ОПАЗДЫВАТЬ ДО НОЧИ, А ИНОГДА И ПОПАРНО, ЧЕГО РАНЬШЕ СРОДУ НЕ БЫЛО…» 8 МАРТА НА ЗАРЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

8 Марта — один из любимых праздников. Но мало кто помнит, что его корни уходят в революционное прошлое, когда не было цветов и подарков, а на первый план выходила борьба женщин за свои права.

Из школьного курса истории мы знаем, что отмечать Международный день работниц предложила Клара Цеткин на Второй Международной конференции женщин-социалисток в 1910 году как день солидарности женского пролетариата в борьбе за равные права с мужчинами. Впервые Международный женский день отмечался в 1911 году в Германии, Австрии, Швейцарии и Дании под лозунгом «Избирательные права работницам для объединения сил в борьбе за социализм», в России — в 1913 году в Санкт-Петербурге под лозунгом борьбы за экономические и политические права женщин.

И ТАК ГРОЗЕН БЫЛ ИХ ГОЛОС…

Широкое распространение празднование женского дня в советской России получило в 1920-е годы. О том, как праздновали в те годы 8 Марта в Марийской автономии, рассказывают документы Госархива РМЭ.

В 1921 году отдел ЦК РКП(б) по работе среди женщин направил в автономные области и республики РСФСР «Инструкцию по проведению Международного дня работниц 8-го марта», согласно которой в этот день предлагалось проводить торжественные заседания, митинги, а также приурочивать открытие столовых, детских домов и яслей, т. е. «дать возможность работнице и крестьянке на деле увидеть, что даст ей общественное питание и воспитание».

День 8 марта отмечался в память о революционных событиях
1917 года. 8 марта 1917 года (по старому стилю это было 23 февраля) работницы и крестьянки вышли на улицы Петрограда с требованиями: «Хлеба нашим детям», «Верните мужей из окопов». «И так грозен был их голос, что царская полиция растерялась, а рабочие подхватили призыв», — писал отдел ЦК РКП(б) по работе среди женщин.

ЖЕНЩИНАМ БЕСПЛАТНО

В Марийской автономии праздник впервые был проведен
8 марта 1922 года. В Краснококшайском, Козьмодемьянском и Сернурском кантонах Маробласти проводились торжественные заседания, коммунисты выступали с докладами «Значение Международного дня работниц», «Международное положение» и т. п., женщины были освобождены от работы в этот день. В столице области, городе Краснококшайске, была устроена манифестация «с флагами и пением Интернационала», в Козьмодемьянске 100 женщин с 8 утра до 13 часов приняли участие в субботнике по пошивке и починке белья для Дома ребенка и больницы. Вечером устраивались бесплатные спектакли для женщин.

ЧЕГО РАНЬШЕ СРОДУ НЕ БЫЛО

Несмотря на тяжелое экономическое положение, празднование состоялось, хотя в 1920-е годы день 8 марта рассматривался скорее как день оказания помощи безработным, неимущим женщинам, одиноким матерям, праздник предполагал агитацию и пропаганду советского строя. К 8 марта предлагалось приурочивать проведение «Недели матери и младенца», усиливать работы по устройству детских домов, столовых, прачечных и других учреждений, облегчающих положение женщины, проводить прием в партию работниц «от станка». Работа органов власти была направлена на «раскрепощение женщины» от домашнего хозяйства и деспотии мужа, вовлечение в строительство новой советской жизни. «Рабой жила Дарья на свете, а теперь депутат в райсовете» — эта советская пословица как нельзя более точно отражает суть агитации за идею равноправия, работы наравне с мужчинами. Однако новые советские реалии наталкивались на веками устоявшийся быт и традиции, которые не так просто было сломать. Отдел по работе среди женщин Марийского обкома ВКП(б) писал в журнал «Коммунистка» в 1926 году: «В силу нового движения марийкам приходится бывать среди мужчин, ходить или ездить вместе с ними на собрания… опаздывать до ночи, а иногда и попарно, чего раньше сроду не было… В самом деле, если поступать марийской девушке в комсомол, то придется вращаться в кругу парней. Если поступать в партию, то придется ходить ей с коммунистами. Если быть избранной в члены совета, то тем более всегда придется находиться вместе с мужчинами».

А КАК ЖЕ ВЫХОДНОЙ?

Ежегодно к 8 марта в газете «Марийская деревня» публиковались материалы о необходимости улучшения условий труда и быта женщин (организации яслей, детсадов, столовых, прачечных), ликвидации неграмотности, выдвижении женщин на руководящую работу. «Охрана материнства и младенчества в МАО», «Женработа оживает», «Усилим борьбу с неграмотностью среди женщин» — пестрели заголовками страницы газеты. Само празднование в 1920-е годы проходило «торжественно и деловито». Устраивались торжественные заседания, на которых заслушивались доклады о значении праздника, а также спектакли, концерты, вечера с танцами и песнями.

Несмотря на широкую агитацию и пропаганду праздника, выходным день 8 марта стал только с 1966 года согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года «в ознаменование выдающихся заслуг советских женщин».

Со временем праздник потерял свой революционный окрас и традиция отмечать Международный женский день 8 марта переросла в один из самых любимых праздников в нашей стране — праздник весны и прекрасной половины человечества.

Екатерина ПОПОВА,

главный специалист отдела использования и публикации документов
ГКУ «Государственный архив Республики Марий Эл»