В общественно-политическом центре работает выставка известного фотохудожника Юрия Балбышева «Взгляд вокруг себя». Выставка приурочена к 75-летию Юрия Иннокентьевича. Этот возраст его не страшит, сам он называет его просто трехкратным 25-летием. Работа выставки продлится до 31 марта. Юрий Балбышев – человек увлеченный. Путь становления как профессионального фотографа начинался еще с фотоклуба «Таир-17», потом были общество фотоискусства Марийской АССР и фотоклуб «Феникс».


В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ РАБОТАЕТ ВЫСТАВКА ИЗВЕСТНОГО ФОТОХУДОЖНИКА ЮРИЯ БАЛБЫШЕВА «ВЗГЛЯД ВОКРУГ СЕБЯ»

Выставка приурочена к 75-летию Юрия Иннокентьевича. Этот возраст его не страшит, сам он называет его просто трехкратным 25-летием. Работа выставки продлится до 31 марта.

Юрий Балбышев – человек увлеченный. Путь становления как профессионального фотографа начинался еще с фотоклуба «Таир-17», потом были общество фотоискусства Марийской АССР и фотоклуб «Феникс». А до этого еще были спорт, танцы, подводное плавание и многое другое. Но обо всем по порядку.

УВЛЕЧЕННЫЙ И ВЕЗУЧИЙ

Родился Юрий Иннокентьевич на Дальнем Востоке в 1939 году. Его отец после войны решил уехать на Северный Кавказ, там, как вспоминает Юрий, было нельзя выйти куда-то ночью, от отца сразу попадало за это – времена были неспокойные. В 1947 году семья уехала в Подмосковье, где прожила до 1950 года. Отец был водителем. В начале 50-х семейство Балбышевых перебралось в Марийскую республику, жили в поселке Сурок, где Юрий и закончил школу.

Еще в школе он увлекался спортом: футбол, лыжи, пятиборье, метание. В 1957 году, как раз когда закончил школу, Юрий занял первое место по пятиборью на республиканских соревнованиях среди школьников. Помнит, как плыл потом со сборной командой на зональные соревнования в Саратов по Волге на пароходе, а еще, что йошкаролинцы и волжане почему-то никогда не дружили, была какая-то странная вражда между двумя городами. Сначала Юрий даже пытался их помирить, все-таки одна команда, но потом понял, что бесполезно.

Когда юный спортсмен приехал с соревнований, уже наступил август и было поздно сдавать вступительные экзамены в университет. Поэтому юноша поступил в строительный техникум, где, как он слышал, хорошо развивался спорт. Один из преподавателей, узнав, что у него уже второй разряд по лыжам, даже хотел помочь с поступлением, но гордый Юрий отказался: ему хотелось самому сдать все экзамены на общих основаниях.

Потом Юрий увлекся еще и настольным теннисом, а в 1960 году занял второе место по городу. Говорит, что первого места было не достичь, потому что его каждый раз занимала девушка из пединститута, «побить» которую никак не получалось.

В этом же году Юрия призвали в армию, и он попал в ракетно-учебный центр Пензенской области. Там он все также продолжал серьезно заниматься спортом, в основном лыжным. После обучения в центре его направили служить в Германию. Когда узнал о таком распределении, спорт резко забросил, казалось, что там будет невозможно развиваться. Но вышло так, что и в Германии лыжи остались частью его жизни.

Кстати, именно в Германии молодой человек увлекся танцами: он танцевал и русский танец, и венгерский, и чечетку, и цыганочку, выучил и все современные того времени: фокстрот, чарльстон, твист. По возвращении на родину даже стал преподавать у школьников все эти танцы, говорит, занимались с утра до вечера, а главное, всем было интересно. «В танец нужно душу вкладывать, ведь это не просто движение одной ногой, потом другой, любое действие нужно обыгрывать», – говорит Юрий Иннокентьевич. Так же и с его фотографиями: в каждой работе видна душа, да и постановочные кадры сделаны с большим мастерством.

ВЗГЛЯД ВОКРУГ СЕБЯ

Как в жизни у Юрия Балбышева было много увлечений, так и в фотографии он не смог ограничиться одной тематикой. Его интересует все пространство, окружающее человека: социальный жанр, красота женского тела, красота природы – потому и выставка носит название «Взгляд вокруг себя».

В экспозиции собраны 199 работ, разбитых по тематическим блокам. Сам автор рекомендует смотреть их слева направо. Первый блок посвящен развалу сельского хозяйства и раздумьям о прошлом, затем следует серия об отверженных людях: людях с ограниченными возможностями и просто забытых стариках, уже никому не нужных и одиноких. Кажется, что в каждой их морщинке собрано это бесконечное одиночество.

Следом – темы из крестьянского быта, и фотографии о христианских традициях соседствуют с языческими. Хотя сам Юрий не мари, но безгранично уважает то, что марийский народ не забыл и не забывает свою веру, несмотря на перенесенные притеснения и угнетение.

Постепенно экспозиция от социального жанра переходит к актовой фотографии, или ню. Юрия Балбышева называют основателем современной марийской актовой фотографии, где его работы удивительно гармонируют с природой. В этих работах обнаженность не оскорбляет ничьих чувств, не вызывает двусмысленных улыбок, она естественна и невероятно красива. Здесь много и постановочных кадров, и в каждом из них точная выверенность линий, света, полутеней.

В экспозиции в основном собраны фотографии 80 – 90-х годов, и большинство из них черно-белые. Черно-белую фотографию Юрий Иннокентьевич любит и уважает, но считает, что в нынешнее время ее угробили. Возможно, так и есть. Работы некоторых молодых фотографов, которых в нашем городе неисчислимое множество, кажутся слишком мрачными, хотя, может быть, именно таким они видят и чувствуют мир вокруг себя.

У каждой фотографии Юрия Балбышева есть своя история, которой он с удовольствием делится с немногочисленными посетителями выставки. Завершает экспозицию серия о ветеранах Великой Отечественной войны, в которой каждый фотопортрет сопровождается описанием жизни этих ветеранов, о каждом из них Юрий Иннокентьевич рассказывает с гордостью как о самых близких друзьях. Здесь же можно увидеть и фотографию его родителей.

Сейчас Юрий Балбышев уже не фотографирует, говорит, что больше нет тяги, и уже не сможет сделать что-то лучше, чем уже сделал. «Я как-то читал, что если у фотографа есть хотя бы 2 – 3 фотографии, у которых люди останавливаются и задумываются, то он уже состоялся как художник, – делится Юрий Иннокентьевич. – А раньше я очень любил фотографировать, был ненормальным в этом отношении. Работал главным инженером управления механизации, машина служебная, фотографировал во всех местах, где мы строили дороги, все, на чем остановился глаз. А если фотоаппарата с собой не было, то при первой же возможности приезжал сюда снова и фотографировал».

Такая творческая активность и участие во всевозможных выставках вывели Юрия Балбышева в число одних из самых известных фотомастеров республики. Он участвовал в различных международных зарубежных выставках – в Бразилии, Франции, Нидерландах, Японии и других странах, в конкурсе «Интерпрессфото» в 1989 году стал обладателем бронзовой медали за фото индийцев, а его работа «SOS» экспонировалась в соборе Парижской Богоматери и получила мировое признание.

Жаль, что его работы не экспонируются в музее или галерее. Они действительно того стоят.

Ирина СУВОРОВА

от admin