ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА

Первый зампредседателя Правительства Марий Эл Александр Сальников: «Повышение качества жизни – цель, к которой все мы идем ежедневно»

Как власти республики обеспечивают поступательное развитие региона.

Улучшение социально-экономического положения в Марий Эл – приоритетная задача деятельности Правительства. В этом направлении ведется активная и последовательная работа с 2017 года. Жители республики видят и констатируют, как строятся дороги и жилье, открываются детские сады и школы, обновляется инфраструктура. О том, каких результатов за эти годы достиг регион, мы поговорили с первым заместителем Председателя Правительства Марий Эл Александром Сальниковым.

ОТ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА – К РЕАЛИЗАЦИИ

– Прежде всего, необходимо отметить базовые, важнейшие направления, по которым наш регион двигался эти годы, – начал первый заместитель Председателя Правительства Марий Эл Александр Сальников. – Республика, как вы помните, по инициативе Главы Марий Эл Александра Евстифеева одной из первых провела Дни субъекта в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, где была представлена наша экономическая ситуация. В результате обсуждения злободневных проблем было подготовлено Постановление Совета Федерации о социально-экономическом развитии республики. Многие мероприятия из этого документа реализованы, оставшиеся находятся в стадии реализации.

В качестве примера приведу передачу в федеральную собственность участка автодороги, которую в народе называют Козьмодемьянским трактом. Это позволило сэкономить бюджету региона 209 миллионов рублей, которые мы планировали на ремонт. Кроме того, в 2021 году республика получила 800 миллионов рублей из федерального бюджета на ремонтные работы части этой дороги от поселка Озерки практически до границы с Нижегородской областью. В этом году планируется продолжение работ на участке от поселка Озерки в сторону Йошкар-Олы. На следующем этапе будут проведены изыскательские работы и осуществлен ремонт, который будет включать в себя еще более капиталоемкие мероприятия. И это только одно из мероприятий.

Второе мощнейшее направление – реализация указа Президента Российской Федерации о 12 национальных проектах, а также о комплексном плане развития инфраструктуры, куда мы в настоящий момент входим с реконструкцией взлетно-посадочной полосы аэропорта. Этот документ позволил нам приступить к реализации 46 региональных проектов, которые дали, считаю, самый мощный толчок в развитии. К примеру, только в дорожном хозяйстве сумма средств в разы превысила то, что республика могла себе позволить: 2 миллиарда рублей на старте и 7 миллиардов сегодня.

Третье направление заключалось в принятии индивидуальной программы социально-экономического развития республики на 2020 – 2024 годы. Отмечу, что субъектов, имеющих такие программы, в стране всего 10. В соответствии с этой программой республике ежегодно выделяется миллиард рублей на те мероприятия, которые дают наибольший эффект в части роста благосостояния жителей, сокращения безработицы, прироста инвестиций, увеличения средней заработной платы.

ОБЕСПЕЧЕН РОСТ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

– Александр Анатольевич, о чем сегодня говорят конкретные цифры, каких показателей удалось добиться Правительству Марий Эл к текущему моменту?

– Если говорить предметно, то за пять лет, несмотря на начавшуюся в 2020 году пандемию, в республике обеспечен рост основных показателей социально-экономического развития.

Валовой региональный продукт увеличился в 1,3 раза, его объем достиг более 200 миллиардов рублей. В 1,3 раза обеспечено увеличение объема отгруженной промышленной продукции. Рост сельскохозяйственного производства составил 119,4 процента. Республика, отмечу, сегодня характеризуется высокой самообеспеченностью сельхозпродуктами: по мясопродуктам – на 410,7 процента, по овощам – на 133 процента, картофелю – 124,2 процента, яйцам – 110,2 процента.

В целом в развитие экономики и социальной сферы за пять лет вложено инвестиций в основной капитал около 140 миллиардов рублей. Предприятиями в основных видах экономической деятельности реализуется 140 инвестиционных проектов. В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации республика в 2021 году заняла 20-е место, в 2020 году занимала 68-е место.

За это время в 1,2 раза возросли денежные доходы жителей республики. Среднемесячная заработная плата работающих увеличилась в 1,4 раза, сегодня она составляет около 34 080 рублей.

В 2017 году бюджет республики составил 30,7 миллиарда рублей, в 2022 году – 55,2 миллиарда. Рост в 1,8 раза.

Показательно, что в прошлом году в консолидированный бюджет республики поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 27,7 миллиарда рублей, что на 26,5 процента больше уровня поступлений 2020 года. Несмотря на большие дополнительные расходы, связанные с пандемией, в течение 2021 года государственный долг республики сокращен на 1,4 миллиарда рублей – до 10,5 миллиарда. По сравнению с уровнем на начало 2017 года объем государственного долга сократился на 3 миллиарда.

Цифры, как видите, говорят сами за себя.

В ЛИДЕРАХ ПО НАЦПРОЕКТАМ

– Одно из важнейших направлений деятельности Правительства, как вы сказали, – реализация в регионе национальных проектов, объявленных Президентом России. Известно, что у республики немало достижений по ряду направлений. Какие из них, по-вашему, наиболее заметные?

– По ряду нацпроектов Марий Эл вошла в число лучших регионов России. Так, республика находится в тройке лидеров в проекте «Оздоровление Волги», на девятом месте по проекту «Чистая вода». По проекту «Безопасные качественные дороги» мы второй год входим в число регионов-лидеров.

У нас завершены все 22 объекта капитального строительства, запланированные на 2021 год. Это Марийская государственная филармония, четыре детских сада, школа, шесть ФАПов, вертолетная площадка, два проекта по созданию комфортной городской среды, четыре объекта спорта, два объекта водоснабжения и Дом культуры.

Как результат реализации региональных проектов назову благоустройство 85 дворовых и общественных территорий, проведение ремонта 292 километров автодорог, открытие 21 центра образования «Точка роста», капитальный ремонт 27 школ республики. И это далеко не все!

В настоящее время активно ведется работа по реализации региональных проектов на 2022 – 2024 годы. Только в этом году запланирован ввод 10 объектов в городах и районах республики – двух школ, врачебной амбулатории, четырех объектов водоснабжения, физкультурного комплекса, Дворца спорта, Дома культуры.

ПЕРЕМЕНЫ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

– Очевидные и осязаемые большинством жителей Марий Эл изменения этих лет – качественные дороги. Их стало заметно больше. А какие перспективные цели в этой сфере?

– Действительно, в дорожной отрасли региона за этот период благодаря участию в национальном проекте «Безопасные качественные дороги» произошли глобальные перемены. Масштабные ремонтные работы начали проводиться не только на федеральных, но и на региональных дорогах и улично-дорожной сети.

Несмотря на то, что республика стартовала с худшими показателями среди субъектов Российской Федерации по доле дорог, находящихся в нормативном состоянии, – всего 36 километров, или 1,19 процента, мы уже в начале реализации проекта достигли опережающих темпов. За три года увеличили долю автомобильных дорог регионального значения, находящихся в нормативе, до 19,5 процента, или 594,9 километра, при плановом показателе на конец 2021 года в 16,7 процента. Всего же за трехлетку планы ремонта перевыполнены на 149 километров.

За успешный старт и ускоренные темпы, набранные республикой в достижении целевых показателей, только в 2021 году из средств федерального бюджета было дополнительно выделено 1,5 миллиарда рублей. Это, конечно, огромная мера поддержки. При этом напомню, что финансируется национальный проект за счет средств всех уровней бюджетов.

В этом году, добавлю, перед республикой стоит задача отремонтировать порядка 208 километров региональных трасс и 19 километров улично-дорожной сети йошкар-олинской городской агломерации. И мы не планируем сбавлять набранные темпы, стараемся их увеличивать, стремимся к поставленной на перспективу цели: выполнить показатели регионального проекта досрочно – в 2023 году.

ИНВЕСТИЦИИ В ИНФРАСТРУКТУРУ

– Вы упомянули индивидуальную программу социально-экономического развития республики. Каковы промежуточные итоги ее реализации?

– В индивидуальную программу, уточню, заложены инструменты для ускоренного развития экономики республики. Это мероприятия по развитию основных отраслей – агропромышленного и промышленного комплексов, по улучшению и развитию транспортной инфраструктуры, а также модернизации инфраструктуры ЖКХ и социальной сферы.

На реализацию программы до 2024 года предусмотрено направить из федерального бюджета 5 миллиардов рублей, из республиканского бюджета – 50,4 миллиона рублей. Задачи здесь очень важные: создать более тысячи рабочих мест, дополнительно привлечь около 7 миллиардов рублей инвестиций за счет внебюджетных средств, дополнительно построить 74 тысячи квадратных метров жилья в новых микрорайонах Йошкар-Олы, снизить младенческую смертность.

Что мы имеем на сегодня? За два года по мероприятиям программы освоено 2 миллиарда рублей средств федерального бюджета и 20,2 миллиона рублей средств республики. Предоставлены субсидии в 414 миллионов рублей 31 предприятию АПК. Созданным в 2020 году региональным Фондом развития промышленности выданы льготные займы семи предприятиям в размере 111,7 миллиона рублей. Это уже позволило создать 510 новых рабочих мест и привлечь 2,6 миллиарда рублей внебюджетных инвестиций.

В 2021 году в новых микрорайонах Йошкар-Олы появилась транспортная инфраструктура – построены и введены в эксплуатацию улица Петрова и бульвар Ураева стоимостью 505 миллионов рублей. В этом году предусмотрено строительство и ввод второго этапа бульвара стоимостью 99,9 миллиона. Введен в эксплуатацию автовокзал в Йошкар-Оле. Началось строительство лабораторного корпуса Республиканской ветеринарной лаборатории. Строится здание родильного отделения Волжской ЦРБ.

В этом году предусмотрено начать строительство пассажирского терминала в аэропорту города с вводом объекта в декабре 2024 года, а также причала для речных судов на Волге в городе Козьмодемьянске с вводом в ноябре будущего года.

Кроме того, благодаря индивидуальной программе выполнены работы по модернизации коммунальной инфраструктуры. Введены три объекта водоснабжения в Советском районе, канализационная насосная станция в Звенигове, объект теплоснабжения в поселке Сурок. Продолжаются работы по реконструкции очистных сооружений канализации в Звенигове, строительству водозабора в Волжске. 200 миллионов рублей направлено на приобретение 98 единиц специализированной техники для предприятий ЖКХ.

ЖИЛЬЕ И ТРАНСПОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ

– Для жителей республики важны как инфраструктурные, социальные объекты, так и возведение жилья. Насколько велики здесь успехи?

– За пять лет ввод жилья составил 1947,7 тысячи квадратных метров, при этом темпы ввода в регионе стабильны. По данным статистики за 2020 год, обеспеченность жильем на одного человека в Марий Эл составляет 28,4 квадратных метра. В республике решена проблема обманутых дольщиков. Расселены жители из 34,7 тысячи квадратных метров аварийного жилья, и работа здесь продолжается. Правительство республики является ответственным исполнителем Государственной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Марий Эл».

– Еще одна актуальная для региона тема – транспорт. Если посмотреть на фронт работы, очевидно, что Правительство решает актуальные вопросы и в этой сфере.

– Действительно, Правительство ведет целенаправленную работу в этом направлении. Как вы знаете, с лета 2019 года у нас возобновлено авиасообщение с Москвой, с 2020 года – с Санкт-Петербургом, с 2021 года в летний период – с Сочи. В этом году планируется начать авиасообщение с Симферополем.

Индивидуальной программой, как уже отметил, запланировано строительство пассажирского терминала в аэропорту Йошкар-Олы. Для этого привлекаются средства федерального бюджета в размере 1,5 миллиарда рублей. Строительство начнется в этом году, ввод терминала предусмотрен на 2024 год. Отмечу, что наряду с реконструкцией взлетно-посадочной полосы новый терминал позволит принимать современные типы среднемагистральных воздушных судов, а пропускная способность аэровокзала увеличится до 400 пассажиров в час.

Что касается автомобильного сообщения, то для обеспечения транспортной доступности жителей районов республики со столицей региона в Йошкар-Оле был построен и начал работу современный автовокзал.

Также в рамках индивидуальной программы завершено проектирование пассажирского причала в Козьмодемьянске. Для республики это важный, знаковый объект. Козьмодемьянск входит в туристические маршруты по Волге. Ежегодно сюда прибывают по 120 тысяч туристов, в период навигации заходят до 180 судов. Новый проект позволит создать комфортные условия для туристов и увеличить турпоток.

В целом очевидно, что модернизация транспортной инфраструктуры открывает новые возможности для жителей республики, создает условия для мобильности, вовлеченности всего региона в экономические, социальные процессы, а главное, способствует повышению качества жизни – цели, к которой все мы идем ежедневно.

Несомненно, планы 2022 года также будут успешно реализованы.


Региональные проекты с самым высоким финансированием (по данным на 1 января 2022 года)

 

  • «Дорожная сеть» – 5,1 млрд рублей,
  • «Борьба с онкологическими заболеваниями» – 1,2 млрд рублей,
  • «Финансовая поддержка семей при рождении детей» – 1,3 млрд рублей,
  • «Современная школа» – 1 млрд рублей,
  • «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» – 784,5 млн рублей,
  • «Культурная среда» – 554,5 млн рублей,
  • «Содействие занятости» – 444 млн рублей,
  • «Оздоровление Волги» – 296,6 млн рублей,
  • «Формирование комфортной городской среды» – 275,2 млн рублей.

 

Андрей Антонов, газета «Марийская правда».

Фото пресс-службы Главы Марий Эл.