Пить нельзя, а наказать — невозможно

КАК РЕШИТЬ ВОПРОС С ПЬЯНСТВОМ НА ГОРОДСКИХ БУЛЬВАРАХ?

Проблема потребления алкоголя на главных бульварах города — Победы и Чавайна — волнует не только рядовых йошкаролинцев, но и все ветви власти.

С предложениями придать бульварам статус, свободный от алкоголя, выступают различные инициативные группы.


КАК РЕШИТЬ ВОПРОС С ПЬЯНСТВОМ НА ГОРОДСКИХ БУЛЬВАРАХ?

Проблема потребления алкоголя на главных бульварах города — Победы и Чавайна — волнует не только рядовых йошкаролинцев, но и все ветви власти.

С предложениями придать бульварам статус, свободный от алкоголя, выступают различные инициативные группы. Например, еще в сентябре группа «Марш Трезвости» провела шествие, чтобы собрать подписи под обращением к депутатам городского Собрания. В обращении предлагалось законодательно запретить распитие любых спиртных напитков на территории бульвара Победы. Такой же позиции придерживается молодежный интернет-журнал «Гражданин», предлагая придать бульварам официальный статус общественной зоны.

А УВД г. Йошкар-Олы еще в 2010 году, пытаясь навести порядок на бульварах, набережной реки М. Кокшага, обратилось к администрации города с просьбой передать их в оперативное управление МУК «Центральный парк культуры и отдыха им. XXX-летия ВЛКСМ», т. е. придать этим объектам статус объектов культуры. Положительное решение определенно помогло бы, ведь КоАП РФ, как упоминалось выше, предполагает штрафы за распитие пива на территории объектов культуры. Но, к сожалению, этот вопрос мэрией столицы республики был отклонен, т. к. бульвары и набережная не отвечают потребностям учреждения культуры и отсутствуют правовые основания для отнесения их к объектам культурного наследия.

Итак, вопрос о пьянстве на бульварах обсуждается уже давно, но результатов никаких не приносит: как мы можем наблюдать практически каждый вечер, здесь по-прежнему можно встретить молодых людей с бутылочкой пива в руках.

Внимая общественности, мы попытались разобраться в этом вопросе и свести, так сказать, концы с концами. В первую очередь обратились за разъяснениями к председателю Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Леониду Гаранину. Удивившись заявлениям инициативных групп, Леонид Ананьевич четко разъяснил, что бульвары и так имеют статус общественной зоны, свободной от алкоголя. Все знают, что распитие алкогольной продукции запрещено в общественных местах, и это закреплено статьей 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Согласно закону, к общественным местам относятся и рекреационные зоны, грубо говоря, зоны отдыха (с англ. рекреация — «отдых», «восстановление», «развлечение»). А согласно Генеральному плану Йошкар-Олы, бульвары как раз и относятся к этим рекреационным зонам. Поэтому марши и обращения к депутатам с вопросом придания бульварам статуса общественной зоны, по меньшей мере, бессмысленны.

«В данной ситуации мы решили издать еще один нормативно-правовой акт, который подробно разъяснит, что именно относится к общественным зонам, в т. ч. рекреационным, и где нельзя потреблять алкогольные напитки, — добавил Леонид Ананьевич. — Сейчас мы подготовили проект «Решения о запрещении потребления (распития) алкогольной продукции, включая пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, в общественных местах на территории Городского округа «Город Йошкар-Ола». Этот проект будет вынесен на XXXII сессию Собрания депутатов, которая состоится 28 ноября».

В общем, единый нормативно-правовой акт — это хорошо. По крайней мере, для тех, кто не знает — все разъяснено очень четко и определенно. Но все-таки открытым остается вопрос об ответственности(!) за распитие алкоголя в общественных местах.

Если с алкогольной продукцией выше 12 градусов все ясно и понятно — штрафы прописаны в Кодексе об административных правонарушениях РФ (ст. 20.20), — то с пивом все по-прежнему сложно и неопределенно. Хотя пиво с прошлого года и приравнено к алкогольной продукции (согласно изменениям от 18 июля 2011 г., внесенным в закон о государственном регулировании оборота алкогольной продукции), решить проблему с наложением штрафов за его распитие в общественном месте очень даже проблематично. Если административный кодекс предусматривает ответственность за потребление пива и других алкогольных напитков с содержанием спирта менее 12 процентов «в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях», то за те же действия в парках, скверах, на пляжах, бульварах и т. д. кодексом ответственность не предусмотрена. То есть, получается, что пить пиво в этих местах нельзя, а наказать за это невозможно.

Другими словами, необходимо избежать разночтений КоАП РФ и ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Но так как субъекты РФ, согласно комментариям к ст. 3.2. кодекса, могут сами устанавливать штрафы на своей территории, то из этого вытекает вполне логичный вопрос: почему бы РМЭ, как субъекту РФ, не внести соответствующие изменения в Закон РМЭ «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл»?

Ирина СУВОРОВА