По рельсам магистральных направлений

Как обеспечить безопасность на железнодорожных переездах. Этой важной, но не всегда публичной теме посвящалась пресс-конференция в Управлении Госавтоинспекции МВД республики. Коллегиальный подход — вот что задавало общий ритм и придавало определенный статус встрече.


КАК ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ

Этой важной, но не всегда публичной теме посвящалась пресс-конференция в Управлении Госавтоинспекции МВД республики.

Коллегиальный подход — вот что задавало общий ритм и придавало определенный статус встрече. Свой взгляд на ситуацию изложил заместитель начальника Горьковской железной дороги по территориальному управлению Александр Черемнов. Региональные позиции обозначили заместитель министра промышленности и транспорта РМЭ Александр Новоселов, начальник Йошкар-Олинской дистанции пути Владимир Васильев, заместитель начальника УГИБДД МВД по РМЭ Дмитрий Приварин, заместитель начальника УГИБДД МВД по РМЭ Ильяс Маулетов.

НЕЛЬЗЯ «СОСТЯЗАТЬСЯ» С ЛОКОМОТИВОМ

Мы привыкли обсуждать проблемы дорожной безопасности, где чаще задействован автотранспорт. ДТП на железнодорожных переездах, скорее, форс-мажор, нежели обыденность. Но как говорят сотрудники ГИБДД, это самые страшные, трагичные катастрофы, поэтому работа на опережение опасных ситуаций системна и многогранна. Александр Черемнов обрисовал общую картину аварийности, подчеркнув, что ежедневно на железнодорожных переездах случаются масштабные и рядовые ДТП. В прошлогодней статистике ОАО «РЖД» — 273 ДТП с внушительным списком погибших и раненых. В аварийном реестре Горьковской железной дороги — 21 ДТП с 12 пострадавшими. Примечательно, но треть всех аварий приходится на Нижегородскую область. В наступившем году на ГЖД произошло уже семь столкновений, четверо участников аварий травмировано. На этом неспокойном фоне как же обстоят дела в Марий Эл? Александр Черемнов пояснил, что нужных результатов добиться не удалось. Это не значит, что у нас какая-то вопиющая статистика, просто цифры застыли на определенной отметке. Да и ДТП единичны. Впрочем, когда врезаются друг в друга локомотивы и автомобили, это уже по определению ЧП. Так вот, в нашей республике и в позапрошлом, и в минувшем году произошло по две аварии на переездах. Вот одна из последних. Ранней осенью на неохраняемом регулируемом переезде перегона Аксаматово — Нолька при исправной автоматической световой и звуковой сигнализации легковушка столкнулась с поездом. По воле провидения не случилось трагичного исхода. Водитель и пассажир «десятки» были доставлены в больницу поселка Медведево. К слову, в большинстве ДТП на переездах роковую роль играет человеческий фактор. Это невнимательность водителей, всевозможные нарушения правил дорожного движения, в том числе и пьяная езда. Хотя «состязаться» с локомотивами — это уже своего рода безумие. О нарушителях всегда говорится много, и они сами «укладывают рельсы» своей судьбы. Но есть и объективные факторы безопасности, которые обеспечивают представители железнодорожного транспорта, местные администрации, дорожные организации, надзорные органы и др. И вот об этой комплексной работе стоит поговорить подробнее.

СТАНЦИИ РАЗУМНЫХ РЕШЕНИЙ

Казанский регион ГЖД обслуживает 207 железнодорожных переездов, 32 из них находятся на территории Марий Эл. Все они должны быть в исправном состоянии, соответствовать нормативным стандартам, модернизироваться с помощью технических новинок. Весной и осенью проводятся сезонные осмотры переездов с участием сотрудников ГИБДД, владельцев автодорог, глав администраций. В минувшем году проводился капремонт двух переездов с заменой резино-кордового настила в направлении Нужъялы — Табашино. Заасфальтированы переходы к шести железнодорожным переездам на соответствующих километрах поселков Сурок, Пемба, Куяр, Нужъялы, в Йошкар-Оле — по ул. Соловьева и ул. Строителей на ветке у Мясокомбината. Сегодня весьма серьезно ведется речь о необходимости установки систем фото- и видеофиксации нарушений. Такая система действует на охраняемом железнодорожном переезде 108 км по ул. Строителей ст. «Йошкар-Ола». Как считают сотрудники Госавтоинспекции, эта бесстрастная техника весьма дисциплинирует водителей, число нарушений на переездах заметно сокращается. В планах текущего года — работы по асфальтированию подходов автодороги на семи железнодорожных переездах. В Йошкар-Оле — в районе ул. Складской и переулка Элеваторный. Два вопроса по переездам вошли в число проблемных и дискуссионных. Один связан с охраняемым переездом по ул. Строителей. Его нужно привести к тем нормам, которые диктуют установленные стандарты. При сотрудничестве администрации города и Йошкар-Олинской дистанции пути за счет владельца автодороги намечен ремонт асфальтового полотна проезжей части. Учитывая то, что на встрече не было всех заинтересованных сторон, остается предполагать, то ли это сигнал к действию, то ли вариант решения. Второй вопрос оказался более спорным и многогранным. В частности, сегодня идет разговор о закрытии переезда 95 км у п. Куяр, который не отвечает требованиям безопасности по содержанию автодороги. Нет горизонтальной площадки, ограничена видимость для водителей приближающегося поезда. У железнодорожников — свои инструкции, у представителей региона — свои аргументы. Как пояснил Ильяс Маулетов, вопрос действительно острый. Есть ландшафтные сложности, связанные с рекой Куяркой. Сам переезд довольно опасный. Но если раньше его охранял дежурный, то ОАО «РЖД» в одностороннем порядке, без ГИБДД, упразднило пост. Кроме того, «правила игры» по горизонтальным площадкам постоянно меняются. Только приведут площадки к нормативным требованиям, выполнят работы, а стандарты вновь меняют параметры. Таким образом все можно подгонять до бесконечности, увеличивая затраты. Ильяс Маулетов предложил комплексный подход к решению проблем. Это разработка целевых программ с участием регионов и с полной согласованностью действий всех деловых партнеров.

Как известно, строительно-ремонтные работы — это один пласт общих усилий, а электронное оснащение — иной. На встрече постоянно возвращались к теме установки систем фотовидеофиксации. На вопрос, какие бюджетные суммы потребуются на техническую модернизацию, заместитель министра промышленности и транспорта Александр Новоселов пояснил, что сегодня еще не определен размер затрат, идет предварительная аналитическая работа. Как оказалось, исследование рынка — архиважная вещь. Александр Черемнов привел два диаметрально противоположных варианта. Так, в Татарстане два переезда, укомплектованные электроникой, обошлись где-то в 11 млн рублей, а в Чувашии внедренные ноу-хау стоили порядка 900 тысяч. Так что избирательный подход и предметное изучение технологий в разы сократили расходы.

Коллегиальное обсуждение темы железнодорожных переездов продолжится на всех уровнях. Пожалуй, самое важное — сегодня работа всех заинтересованных сторон ставится во главу угла. А значит, будут и компромиссы, и согласованность, и вариативность, и ожидаемая перспектива.

Материалы подготовила Ольга САЛТАНОВА, при содействии пресс-службы МВД по РМЭ, СУ СК РФ по РМЭ