Почему мастер без шапочки?

Балет «Мастер и Маргарита» завоевал Гран-при фестиваля «Йошкар-Ола театральная — 2014». Еще до того, как начался фестиваль, многие общественные деятели нашего города прогнозировали, что именно этот спектакль покорит жюри. Однако состоявшееся после него обсуждение с критиками дало повод для сомнений.


ДОЧЬ БОГА СПУСТИЛАСЬ НА ШЕЛКОВЫХ КАЧЕЛЯХ И ПЕРЕДАЛА МАРИЙСКУЮ «НИКУ» ХУДОЖЕСТВЕННОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА КОНСТАНТИНУ ИВАНОВУ

Балет «Мастер и Маргарита» завоевал Гран-при фестиваля «Йошкар-Ола театральная — 2014».

Еще до того, как начался фестиваль, многие общественные деятели нашего города прогнозировали, что именно этот спектакль покорит жюри. Однако состоявшееся после него обсуждение с критиками дало повод для сомнений. Председатель жюри, московский театровед Ирина Мягкова имела свои претензии к спектаклю. В частности, ее очень заинтересовало, почему у Мастера не было шапочки, ведь, казалось бы, это практически единственный атрибут, по которому можно определить героя. Но все-таки балет — это не драматический спектакль, здесь действуют другие законы, и, как отметил на обсуждении Константин Иванов, балетмейстерам дана уникальная возможность пофантазировать на тему того или иного произведения. В конце концов, можно вспомнить классический балет «Эсмеральда», в котором присутствует па-де-де Дианы и Актеона — героев, не имеющих к роману Гюго никакого отношения. Да и сам Гюго, когда писал либретто для оперы по своему роману, позволил себе вольную трактовку своего же произведения, подарив героям счастливый финал (в последний момент перед казнью Феб спасает Эсмеральду). Но это лирическое отступление.

Самым серьезным соперником балета «Мастер и Маргарита» в этом году был спектакль Театра кукол «Жак и его слуга, или Как стать людоедом». Жюри очень хвалило этот спектакль, поставленный в жанре площадного театра и комедии дель арте. Единственное, им показался странным выбор материала — сказки «Кот в сапогах», в которой много текста, что обычно не практикуется в постановке площадных спектаклей. Возможно, именно это не позволило жюри отметить этот спектакль как-то особо, кто знает. Больше всего, конечно, хвалили уникальную работу художника-постановщика этого спектакля Татьяны Батраковой — она стала лауреатом Национальной премии им. Й. Кырли в номинации «Лучшая сценография». Актриса Анна Деркач, сыгравшая в этом спектакле Кота и Принцессу, получила диплом за лучшую роль в театре кукол.

Лучшим режиссером в этом году был признан художественный руководитель Театра юного зрителя Олег Иркабаев, поставивший спектакль «Буран в Рождество — дождь в Пасху». Этот спектакль состоит из двух частей, каждая из которых рассказывает о разных историях, объединенных общим мотивом жизни и смерти. В номинации «Лучшая женская роль в драматическом спектакле» была отмечена Зинаида Долгова, сыгравшая в обоих частях этого спектакля главные роли. Так проживать на сцене судьбы своих героинь, конечно, может только мастер, и ни для кого не секрет, что Зинаида Васильевна всегда очень тонко чувствует драматургический материал и характер данной ей роли.

Как и ожидалось, в номинации «Лучшая мужская роль» жюри отметило молодого артиста Русского драмтеатра Ярослава Ефремова, получившего награду за роль Андрея в спектакле «Убийца». На протяжении определенного времени театральные деятели с большим вниманием следят за успехами молодого актера, который стремительно развивается от спектакля к спектаклю.

Праздник, который устроил Национальный театр им. М. Шкетана в День театра, запомнится многим. Напомним, что в предыдущие два года спектакли именно этого театра признавались лучшими на фестивале, и по новой традиции именно ему пришлось организовать все пафосное действо награждения. Что ж, надо отметить, что театр подошел к этому ответственно, а главное с тонким, практически английским, юмором.

Ирина СУВОРОВА