Подготовить ребенка к реальной жизни

— Дочь учится в 7 классе. Мы понимаем, что возраст сложный, но она очень обидчива, быстро и по непонятным нам причинам у нее меняется настроение, вследствие чего все домочадцы делают все, чтобы ей услужить. Может ли быть это признаками развивающегося невроза у ребенка и как ему помочь? Боимся, что вырастет инфантильной и капризной.


ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ЭТО УСПЕШНО, НЕ НАДО ЕМУ ВО ВСЕМ ПОТАКАТЬ

— Дочь учится в 7 классе. Мы понимаем, что возраст сложный, но она очень обидчива, быстро и по непонятным нам причинам у нее меняется настроение, вследствие чего все домочадцы делают все, чтобы ей услужить. Может ли быть это признаками развивающегося невроза у ребенка и как ему помочь? Боимся, что вырастет инфантильной и капризной.

Психолог Центра социально-психологической помощи населению г. Йошкар-Олы Светлана Генриховна ЛЕВЕНШТЕЙН:

— Такое поведение можно объяснить особенностями протекания подросткового возраста. Ha первом этапе (5 — 6 классы) активность половых желез отстает от развития эндокринных центров. Этим объясняется неуравновешенное состояние центральной нервной системы, которое проявляется в нарушениях поведения. С одной стороны, подростки уже достаточно способны к самоконтролю, критически относятся к себе и окружающим, а с другой — у них преобладают процессы возбуждения над торможением. 

Поэтому они зачастую неадекватно резко реагируют на замечания взрослых, учителей и сверстников на происходящие события. В то же время они часто внешне безразличны даже к важным событиям, равнодушны к оценкам, какими бы они ни были, хотя иногда взрываются по пустякам. Подростки как бы погружены в свой внутренний мир, где происходит что-то непонятное для них, они не могут осмыслить изменения, которые ощущают. Девочки эмоциональнее реагируют на внешние воздействия, более обидчивы, плаксивы, у них часто меняется настроение. И мальчики, и девочки становятся шумными, не могут усидеть спокойно на одном месте, постоянно вертят что-то в руках.

В этот период у подростков отмечаются повышенная утомляемость, усиленный рост, что приводит к нарушениям осанки, искривлению позвоночника. Усиленный рост скелета опережает рост мускулатуры. Подростки часто ощущают себя неуклюжими, неловкими. На втором этапе полового созревания (7 — 8 классы) происходит стабилизация взаимосвязи между центральной нервной системой, эндокринными центрами и половыми железами. В крови возрастает уровень половых гормонов. Под их влиянием у подростков развиваются вторичные половые признаки, увеличивается интерес к представителям противоположного пола. Подростки хотят быть самостоятельными, это стремление проявляется во всем: они хотят, чтобы к ним относились не как к детям, а как ко взрослым. Поэтому у подростков (особенно у девочек) возникает повышенный интерес к своей внешности. У них формируется новый образ своего физического «я», они болезненно переживают имеющиеся или даже мнимые изъяны (лишний вес, угри).

То, как пройдет подростковый возраст, во многом определяется средой, где живет подросток, атмосферой, царящей в семье и школе, особенностями взаимоотношений с окружающими. Если дома и в школе понимают изменения, которые происходят у подростков, разумно реагируют на них, этот трудный период детства может пройти безболезненно и благополучно. Но не следует слишком тревожиться и во всем потакать ребенку. Вечно недовольные люди — это часто как раз те, кто в детстве получали все, что хотели. А потом, став взрослыми и столкнувшись с реальностью, они испытывают разочарование оттого, что жизнь не оправдала их ожиданий и они не получают, как раньше, все, что хотят.