«Помочь ребятам найти свой путь»

Победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года — 2015» Янина Царегородцева — уроженка Крыма, и ей вдвойне приятно, что ее малая родина вошла в состав России. В Йошкар-Оле подвели итоги муниципального этапа всероссийских конкурсов «Учитель года — 2015» и «Воспитатель года — 2015». Победителями стали учитель географии лицея № 11 Янина Царегородцева и воспитатель детского сада № 65 «Незабудка» Татьяна Куликова.


ПОБЕДИТЕЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА — 2015» ЯНИНА ЦАРЕГОРОДЦЕВА — УРОЖЕНКА КРЫМА, И ЕЙ ВДВОЙНЕ ПРИЯТНО, ЧТО ЕЕ МАЛАЯ РОДИНА ВОШЛА В СОСТАВ РОССИИ

В Йошкар-Оле подвели итоги муниципального этапа всероссийских конкурсов «Учитель года — 2015» и «Воспитатель года — 2015». Победителями стали учитель географии лицея № 11 Янина Царегородцева и воспитатель детского сада № 65 «Незабудка» Татьяна Куликова.

Торжественное награждение проходило в лицее № 11. И это неспроста, ведь уже третий год подряд почетное звание «Учитель года» на муниципальном этапе завоевывают педагоги именно этого учебного заведения.

С ДЕТЬМИ — В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Янина Царегородцева работает в этой школе уже 12 лет, с 2002 года. Родом она из Крыма, и поэтому сейчас ей вдвойне приятно, что ее малая родина вошла в состав России. Работа Янины Валерьевны как учителя всецело связана с просветительской и экспертной деятельностью: она член Всероссийского географического общества, член жюри Всероссийской олимпиады и предметных комиссий по проверке ОГЭ и ЕГЭ по географии, эксперт НИИ мониторинга образования в РМЭ по своему предмету.

«Звание «Учитель года» для меня — прежде всего ответственность: перед коллегами, учениками и их родителями, — говорит Янина Валерьевна. — Участвуя в конкурсе, мне хотелось показать, чего достигла не только я, но и школа. Я благодарна всем педагогам, которые меня поддерживали где-то в мелочах, а где-то и в серьезной работе. Это неоценимая помощь и крепкое плечо».

Своим педагогическим кредо она считает сотрудничество. По ее словам, педагог должен быть не столько наставником, сколько союзником детям. «Нужно, чтобы ребята понимали, какие задачи перед ними поставлены и каких результатов они могут достигнуть, а это возможно при активном моделировании учебного процесса на основе сотрудничества», — говорит учитель.

А еще Янина Валерьевна уже 6 лет руководит в лицее клубом школьного телевидения. Главная идея — применение академических знаний на практике: даже делая верстку очередного выпуска, ребята сами выбирают материал, ориентируясь в большей степени на свои интересы, интересы подростков. «Некоторые наши ученики, занимавшиеся в кружке школьного телевидения, сегодня учатся в ведущих вузах страны по режиссерской специальности, например в ГИТИСе, — отмечает Янина Валерьевна. — Думаю, что в этом и состоит одна из моих задач — помочь ребятам найти свой путь».

«НАШЕ БУДУЩЕЕ, НАШЕ СОЛНЦЕ, ЦВЕТЫ!»

Татьяне Куликовой совсем недавно исполнилось 24 года. Она рано начала работать в детских лагерях, и вот уже третий год — воспитатель в детском саду «Незабудка». С выбором профессии у молодого педагога трудностей не было: Татьяна очень любит детей, и уже с детства точно знала, что ее работа будет связана с общением с людьми.

«Воспитатель — это вторая мама, а дети — наше будущее, наше солнце, цветы! — восклицает молодой педагог. — Конечно, работа в детском саду тяжелая, целый день с маленькими детьми — это столько нервов! Но когда приходишь домой, то понимаешь, что скучаешь по ним и по их улыбкам».

Говорят, что воспитатель в детском саду — это универсальный педагог, ведь нужно уделять внимание не только собственно воспитанию, но и развивать деток, готовить их к школе, причем не только в образовательном плане, но и в психологическом, чтобы они чувствовали себя комфортно в новой среде. В этом и видит свои педагогические задачи Татьяна Куликова.

Свою победу на муниципальном этапе конкурса Татьяна воспринимает философски: «Всегда нужно к чему-то стремиться, достигать целей, и сейчас я понимаю, что все возможно и все получится».

РАВНОДУШНЫХ НЕТ

В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне мы, конечно, не могли не спросить, как проходит патриотическое воспитание детей в школах и детских садах, а главное — как к этому относятся сами дети, нет ли равнодушных.

Как классный руководитель 9 «а» класса Янина Царегородцева уделяет этому вопросу много времени. В преддверии 70-летия Победы ребята пишут эссе, сочинения по военной тематике, проводят конкурсы стихотворений и, конечно же, посещают музеи, в том числе музей боевой славы имени братьев Шерстневых в самом лицее №11: здесь они могут познакомиться с историей учеников лицея, ушедших в годы войны на фронт, и узнать о трудовом подвиге горожан — выпускников лицея в годы войны.

«Мне всегда обидно слышать, как многие жалуются на подрастающее поколение, что они черствые, невнимательные, место в транспорте не уступают и т. д., — говорит Янина Валерьевна. — Мои замечательные девятиклассники отличаются душевной добротой, взаимовыручкой, всегда активно участвуют в спортивных мероприятиях города, Вахте Памяти у Вечного огня. На классном часе с участием ветеранов Великой Отечественной войны ребята живо включились в разговор, задавали много вопросов, а в словах благодарности ветеранам за их подвиг не было ни капли равнодушия, у многих учеников в глазах стояли слезы».

Воспитанникам Татьяны Куликовой всего по пять лет, и, конечно, они по-другому реагируют на видеоролики о войне и рассказы (которые, кстати, им преподносятся в игровой форме), нежели подростки. И все же, по словам молодого педагога, они не такие уж и маленькие в этом возрасте и все понимают и чувствуют: девочки плачут, а мальчишки гордятся своими прадедами, ощущая, что и они сами в будущем вырастут в защитников Отечества.

НЕ РАДИ ДЕНЕГ

Ни для кого не секрет, что профессию педагога, будь то учитель в школе или воспитатель в детском саду, выбирают скорее по призванию. Труд педагога оценивается не то чтобы плохо, но все-таки недостаточно хорошо. Однако и Янина Царегородцева, и Татьяна Куликова шли в профессию не из-за денег.

«Я начинала работать за 4 тысячи рублей, — делится Татьяна, — но зарплата для меня не в первую очередь». Сейчас молодой воспитатель в среднем получает около 15 тысяч рублей, что для нашего города в общем-то нормально, хотя не в условиях кризиса.

Что касается школы, то здесь существует так называемая балльная система, по которой чем больше у учителя нагрузки, чем больше он участвует в различных конкурсах и ведет активную общественную жизнь, тем выше его зарплата. Как говорит Янина Валерьевна, это правильно и стимулирует в работе.

Ирина СУВОРОВА