Каждому из нас приходилось в жизни не раз обращаться за каким-то документом в государственные структуры: зарегистрировать документы, касающиеся квартиры, оформить субсидии, оформить ребенка в детсад, получить загранпаспорт.

Каждому из нас приходилось в жизни не раз обращаться за каким-то документом в государственные структуры: зарегистрировать документы, касающиеся квартиры, оформить субсидии, оформить ребенка в детсад, получить загранпаспорт.

 

В нулевые годы это означало длинные очереди, порой с ночи, с номерами в тетрадках, ужасающее количество непонятных бумаг, утомительные хождения из кабинета в кабинет, безразличные, а то и презрительные лица сотрудников госструктур.

Воспоминания об этом до сих пор способны испортить настроение. Из-за этого многие не хотят требовать то, что им полагается по закону, говорят, здоровье дороже. Жительница Йошкар-Олы Галина Петровна Егошина так и не зарегистрировала окончательно права собственности на дом в пригороде. Когда начала заниматься этим вопросом, оказалось, что многие документы сложно найти. Земля, на которой они строились, изначально принадлежала Медведевскому району, и документы им выдавал сельсовет. Потом их приписали к городу. Заниматься приватизацией начал муж. Но, как говорит Галина Петровна, он так и не смог собрать все справки, а потом скончался. Конечно, хорошо бы оставить детям, живущим далеко за пределами Марий Эл, недвижимость, оформленную как положено, но женщина, памятуя о хождениях покойного мужа, даже не рискует закончить это дело. А зря. Потому что с тех пор много воды утекло, и ситуация изменилась в лучшую сторону.

Идея единого окна, куда человек мог бы обратиться для решения своих проблем, связанных с деятельностью государственных административных структур или муниципальных учреждений, давно обсуждалась на различных уровнях власти и наконец нашла свое воплощение.

История многофункциональных центров в Марий Эл, как и по всей стране, началась в середине 2012 г. Многофункциональный центр – это современный центр, в котором можно получить государственные и муниципальные услуги. Как предполагалось при их разработке, основная задача создания центра – комплексное и оперативное обслуживание посетителей в удобном для них месте и режиме, исключая хождение по разным ведомствам и организациям для оформления одной услуги. Для решения этой задачи в МФЦ действует принцип одного окна и системы электронного обмена информацией. Этот принцип предусматривает предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом. И последующее взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя. Приведем такой жизненный пример. Вступила девушка в брак и взяла фамилию мужа. После этого ей придется обратиться минимум в три органа для того, чтобы заменить все необходимые документы: УФМС, Пенсионный фонд, налоговую инспекцию. В каждом ведомстве придется отстоять очередь, пусть и электронную. Значит, придется максимум три раза отпрашиваться с работы или брать полдня за свой счет. Если же молодая жена обратится в офис МФЦ, она может подать документы во все три ведомства, воспользовавшись принципом одного окна. Она тратит минимум тридцать минут времени и подает документы в одном месте и одному специалисту. Точно так же при самостоятельном оформлении права собственности на гараж вам придется обойти не меньше пяти различный инстанций, а при оформлении в собственность земли – с добрый десяток. Там, где появляется МФЦ, людям больше не нужно обивать пороги десятка кабинетов – достаточно обратиться к специалисту многофункционального центра, объяснить цель своего визита и передать ему нужные документы. Специалист сам соберет все требуемые справки и подписи, и заявителю останется только получить нужный документ в том же окошке спустя несколько дней.

Таким образом, МФЦ стал посредником между всеми госструктурами и гражданином, представляя интересы последнего в федеральных, республиканских и муниципальных службах совершенно бесплатно.

Заявителям надо только оплатить требуемые госпошлины и сборы, положенные по закону, за оформление того или иного документа.

Конечно, МФЦ совершенно новая для страны структура, которая проходит период становления. Не все у нее бывает гладко, случаются разные непредвиденные обстоятельства. Но это все рабочие моменты, которые со временем сгладятся. И те, кто в былые времена прошел через ночные бдения у Госрегистратуры на ул. Анциферова в г. Йошкар-Оле, а сейчас подавал документы на регистрацию недвижимости через МФЦ, говорят, что это две совершенно противоположные ситуации.

 

 

Дирекция МФЦ находится по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Эшкинина, д. 8, сайт: http://portal.mari.ru/mfc, тел. 32-11-99, email: mfc@gov.mari.ru; а обособленное подразделение: Ленинский пр., 24-а.

 

 

Новый год – новые услуги

 

Перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых по принципу одного окна, в МФЦ с 1 февраля 2017 г. будет увеличен.

 

Согласно постановлению правительства РФ, теперь люди смогут получить там общероссийские и заграничные паспорта. Правда, для выдачи загранпаспортов есть ограничение по численности того населенного пункта, в котором расположен МФЦ. А вот водительское удостоверение можно будет получить только на замену, экзамены на права и их первичное получение останутся у ГИБДД.

Раньше такие услуги предоставлялись в рамках эксперимента, да и то лишь в некоторых МФЦ.

Помимо этого, в МФЦ можно будет получить ответы от Федеральной налоговой службы по вопросам о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях плательщиков. Но за справкой об уплаченных налогах по-прежнему надо будет идти в налоговую инспекцию.

Еще одна новая услуга с 1 января 2017 г. – выдача гражданам справок об отсутствии административных наказаний за употребление наркотиков или психотропных веществ без назначения врача. Дело в том, что такие справки требуются для приема на работу на некоторые должности.

 

Все дороги приведут к МФЦ

 

Сегодня многие многофункциональные центры предоставляют гражданам и организациям порядка 200 различных госуслуг.

 

По мнению правительства РФ, этот список надо расширять и стремиться к тому, чтобы любые справки любых госорганов можно было получить в МФЦ. Весной 2016 г. правительство РФ утвердило план развития многофункциональных центров, который включает в себя 60 мероприятий, в том числе расширение списка предоставляемых госуслуг. Например, такое изменение, как введение возможности предоставления госуслуг по принципу жизненной ситуации. Это когда человек подает одно заявление, по которому МФЦ предоставляет ему сразу несколько услуг, например регистрирует рождение ребенка и оформляет на него все полагающиеся пособия. Такой порядок находится сейчас в стадии проработки.

Валентина НАЗАРОВА

от admin