Популярный среди подростков писатель, журналист, путешественник Евгений Рудашевский дал эксклюзивное интервью газете «Йошкар-Ола». В нашей республике он побывал впервые, несмотря на то, что это его историческая родина. Мало кто знает, что прапрадед популярного писателя родом из Звениговского района.

Евгений Рудашевский известен российскому читателю по таким книгам, как «Здравствуй, брат мой Бзоу!», «Ворон», «Солонго. Тайна пропавшей экспедиции», «Бессонница» и другим. За свои тридцать с небольшим лет, писатель уже исколесил сотни километров дорог не только по России, но и по всему миру. По словам Евгения, его предок работал волгарем. Писатель-путешественник давно хотел побывать в республике и очень рад, что выдалась такая возможность.

К писательству Евгений пришел не сразу, вообще в детстве он мечтал стать футбольным вратарем и профессионально занимался футболом. Но не срослось, подростка выгнали из футбольной команды за драку. Правда, некоторые писательские задатки были у мальчика уже в 5 классе. Евгений жил в то время в Иркутске. Зимой детям разрешалось не ходить в школу при минус 38 С. Однажды, когда на улице было всего лишь минус 36, мальчику пришлось идти на учебу, по дороге он заметил замерзшую мертвую кошку. Это потрясло школьника, будучи под впечатлением, он написал рассказ «Кошка, умирающая во дворе». И захотел показать рассказ учительнице по литературе, но так как стеснялся, просто приложил листок с рассказом к  докладу и сдал. Учительница прочла и отправила рассказ в местную газету, где его опубликовали.

Вообще в жизни Евгения переездов было очень много. В какой-то момент в 7 классе в Иркутске школьник сказал себе: «Что я делаю в этой дыре?» – и уехал к родственникам в Москву. Проучившись в Подмосковье 8-й класс, подросток решил, что не хочет больше иметь дело со всеми этими странными людьми, и уехал обратно в Иркутск. Закончил там 9-й класс и понял, что поступать-то все равно придется в Москву, тогда вернулся в столицу. В этом плане Евгению повезло с родителями, бабушками и дедушками. Он с детства получал определенный уровень свободы.

В связи с переездами в моей жизни было огромное количество учителей, но, тем не менее, всегда для меня было важно общение именно с преподавателями литературы, – вспоминает собеседник. – Через них, как правило, шло знакомство с литературой вне школьной программы. Для меня это было ключевым. Школьная программа прошла мимо меня. Мне очень нравился подход большинства моих учителей по литературе, они не ругали меня за то, что я не читаю, а поощряли мои интересы.

При этом подростком Евгений был любознательным, чтением интересовался всегда. Как-то на верхней полке дедушкиной домашней библиотеки увидел книгу Франца Кафки. Подумал, что это за Кафка такая? Стало интересно, но дед запретил читать эту книгу со словами: «Не читай, а то станешь таким же дурачком». По словам Евгения, лучшей рецензии для книги и не придумаешь. Поэтому подросток втайне от деда начал читать первый том – роман «Америка», но его поймали с поличным. Это Евгения не остановило. Чтобы не повторять своих ошибок, второй том – роман «Замок» – он уже отксерокопировал и ходил читать в душ. Родственники мальчика не на шутку встревожились, когда  не совсем чистоплотный до этого подросток начал ходить в душ по три раза в день. Прочитав Кафку, Евгений, конечно, испытал потрясение. По его словам, Кафка в дальнейшем стал одним из главных писателей его жизни.

После школы Евгений решил связать свою судьбу с юриспруденцией. Проучился полгода на юридическом факультете в Чикаго. Но в какой-то момент понял, что это не его, собрал вещи и уехал путешествовать по миру. Любовь к путешествиям проявилась у Евгения еще в подростковом возрасте. Его мать владела турфирмой, он подрабатывал там помощником проводника, сопровождая туристов. Все это вылилось в несколько лет странствий Евгения по Европе, где он зарабатывал на жизнь, работая уборщиком, коммивояжером, продавцом картин.

– Вообще есть мнение, что до 30 лет писатель живет. После 30 он уже пишет. В каком-то смысле это правда, потому что до 30 лет он собирает материал. Когда тебе 18-19 лет, конечно, ты берешься за все, что тебя впечатляет. Если тебе предлагают поехать автостопом по Европе, ты только «за». И нет никакого представления о том, что будет в пути, как все сложится, ведь садишься в первую попавшуюся машину. Бывали моменты, когда ты просыпаешься на заправке где-то под Леоном, не зная, как жизнь будет складываться дальше. А на следующий день ты уже подрабатываешь на виноградниках. И все эти фрагменты копятся примерно с 16 до 25 лет. Тебя ничего не останавливает, ты постоянно двигаешься и хватаешься за любую интересную работу, не задумываясь о том, к чему это приведет. А после 30 лет все становится сложнее, диван притягивает тебя все больше.

В это трудно поверить, но, по словам Евгения, он человек, который любит полежать на диване. А то, что он много где побывал, писатель списывает на свою голову, добавляя, что дурная голова ногам покоя не дает. Эта «дурная голова» не раз приводила писателя в различные уголки не только нашей страны, но и всего мира. Автор говорит, что написанные книги рождались просто из общения с людьми, из путешествий. За любой книгой всегда лежит большая история сбора этого материала. Причем «вызревать» книга может в течение 10-15 лет. Евгений говорит, что материалом для его произведений становится абсолютно все: детские воспоминания, воспоминания друзей и знакомых. Писатель жил в совершенно разных местах: в Иркутске, в Прибайкальских селах, при буддийских дацанах, в Забайкалье, в Подмосковье, в самой Москве. Жил и в других странах. И это были отдельные впечатления, которые собирались в общую картину.

Вернувшись в Россию, Евгений случайно попал в иркутский нерпинарий, где проработал около двух лет ведущим представлений и дрессировщиком. В последующем этот опыт послужил фоном для его литературных произведений. Для писателя очень важны детали, прежде чем написать ту или иную историю, ему нужно самому побывать в стране, куда он планирует отправить своих героев. Он приезжает на место, где происходят события книги, и начинает наблюдать за своим персонажем. Писатель идет по городу, видит, как общаются придуманные им герои, буквально идет за ними по пятам и записывает их диалог.

– На самом деле любой писатель – это вор, – неожиданно признается наш герой. – Ты воруешь непрестанно, но не деньги, а чьи-то детали. Постоянно наблюдаешь за людьми, которые тебя окружают, за своими близкими, и какие-то мелочи ты из них вытягиваешь. И все это как гигантский ком собирается, и выстраивается персонаж. Основу ты делаешь из себя, из того, кем ты мог бы быть. А дальше ты уже начинаешь наращение, используя детали, которые подметил у незнакомого человека на улице, у собственной жены, у собственных родителей, и так появляется живой человек, не искусственный персонаж, воплощающий лишь отдельные убеждения. Ты создаешь настоящего человека, и в каком-то смысле получается диалог с самим собой. В тебе много личностей общается друг с другом, а ты просто записываешь их разговор.

По мнению Евгения, здоровый человек книги писать не будет. Писатель убежден, что психически и физически здоровый человек будет жить полноценной социальной жизнью, общаться с друзьями и не думать о сочинительстве. Он объясняет это тем, что в какой-то момент личность писателя делится. Рудашевский говорит, что главное для него во всех поездках, приключениях и в работе журналистом – узнавать людей. С одной стороны, ты видишь какого-то нищего в Индии, который буквально на твоих глазах умирает от болезни. С другой стороны, ты, как журналист, берешь интервью у основателя крупного бизнеса. И этот диапазон постепенно осваивается и в какой-то момент автор понимает, что мог бы быть любым из этих людей. В одном из романов писателя(«Солонго») как раз развивается именно эта тема, когда говорится о том, что не нужно осуждать человека, нужно осуждать его конкретные поступки. Евгений рассказывает, что пришел к этому, когда понял, что его жизнь сложилась бы иначе, если бы он вырос в другом месте, в другой семье и в другую эпоху.

– Ты тоже мог бы быть совсем другим: и грабителем, и ученым, и путешественником, и охранником, – рассуждает он. – Огромное количество дорог, тобой не пройденных, теоретически могли бы стать твоими. И это помогает в работе с книгой. Ты на самом деле и есть каждый из этих персонажей. Но персонаж – это тот ты, кем ты мог бы стать, если бы ситуация складывалась определенным образом.

Материалы, которые автор собирает в поездках, такие как общение с людьми, описание природы, сбор каких-то фактов, это все фон. Самое главное – это сама история, если нет истории, то фон не нужен. Природа – это тоже фон, но также это и атмосфера, без которой сложно было бы создать историю. Одним из самых ярких впечатлений от природы бывалый путешественник считает поездку на вулкан Плоский Толбачик на Камчатке в 2013 году. Трещинное извержение началось 27 ноября 2012 года с открытия трещины длиной около 5 км, на десятки километров вокруг все затопила лава высотой с 5-6 этажный дом. Евгений добрался до самой трещины, и, стоя на краю кратера, писатель почувствовал собственную ничтожность, то, как бессилен человек перед стихией. Это чувство природной мощи сильно впечатлило Евгения. По его словам, он до сих пор иногда завороженно вспоминает те моменты, хотя прошло уже 8 лет.

Вспоминает писатель-путешественник еще один момент из своих странствий – встречу с медведем. Евгений, как опытный путешественник, сталкивался в своих походах с разными животными, но почему-то в одно время его долго преследовал страх именно перед медведем. В одном из походов на Камчатке писателя мучали постоянные кошмары, связанные с тем, что на него нападает медведь. Как рассказывает Евгений, именно в этом походе он встретился с медведем нос к носу. Поднимаясь по перевалу, путешественники наткнулись на медведицу с двумя медвежатами, которая, наоборот, спускалась вниз. Наш герой хорошо запомнил то чувство страха, когда на тебя смотрят эти маленькие черные глазки. К счастью, все прошло хорошо, животные с людьми разошлись мирно. После этой встречи кошмары Евгения прекратились.

Несмотря на то, что Евгений за свою жизнь изъездил практически всю страну, в Марий Эл он не был ни разу. Известно, что его прапрадед родом с марийской земли, но подробностей Женя не знает. Про поездку в республику он думал давно, и так случилось, что его пригласили в Новоторъяльскую библиотеку на встречу с читателями.

– Всю ночь я ехал с армянским хором, армянский хор не пел, к сожалению, но очень громко матерился. Спать было трудно. Приехав к месту назначения, перед встречей с читателями я успел попариться в бане, поел местных пирогов, блинов и огурцов. Надеюсь, что удастся приехать в Марий Эл еще раз, чтобы ближе познакомиться с народом и республикой.

Напомним, ранее сайт “Й” писал о том, что в Марий Эл прошла творческая встреча с писателем Евгением Рудашевским.

Фото из личного архива Евгения Рудашевского.