Путь в Европу через Сомбатхей

Депутат йошкар-олинского городского Собрания, зам. главного врача Республиканской клинической больницы Станислав Снопченко – турист с многолетним стажем. Но, чтобы путешествовать, он не покупает путевки, а отправляется в путь на своем авто. Так он изъездил полмира, побывав в таких местах, куда обычные туристы попадают редко.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С КРЫМА

– Раньше мы с семьей ездили в Крым поездом и видели там много автотуристов, – рассказывает Станислав Олегович. – Постепенно их пример стал заразительным. Как только у нас появилась машина, способная на далекие путешествия – ВАЗ-2112, мы, не раздумывая, поехали в Крым дикарями. Впервые это было в 2004 году. Путешествие получилось интересным. Правда, на обратном пути на Украине в меня «влепилась» старая «шестерка». Международной страховки у меня не было, тогда ее оформление было не обязательным, а я, как неопытный турист, решил сэкономить. Поэтому пришлось задержаться в соседнем государстве, чтобы отремонтировать автомобиль за свой счет.

Путешествовать на своем автомобиле значительно дешевле, чем поездом или самолетом. Для меня, бюджетника, это очень важный момент. Останавливаемся в кемпингах, что также экономичнее, да и интереснее гостиничного отдыха.

ДО КРАЯ ЕВРОПЫ

– Потом я стал задумываться над более долгими путешествиями, – продолжает Станислав Снопченко. – Так, однажды мы вместе с товарищем замахнулись на Болгарию, решили поехать на автомобилях на целый месяц. Готовились долго, в малейших деталях проработали маршрут. Проходил он через западную Украину и Румынию. Мы побывали на дне ущелья «Шея дьявола» в Трансильвании. Оно очень узкое, стены практически отвесные и

поднимаются на 350 метров в высоту, и сверху виднеется лишь узкая полоска неба… Погуляли по замку Дракулы – там очень интересный музей средневекового быта. В Болгарии посетили Габрово, мировую столицу юмора, поднялись к монументу русским воинам-освободителям на Шипке.

Потом стали ездить еще дальше в Европу. В Австрии запомнились очень красивые горы и удобные придорожные центры для отдыха. В Италии в одном из кемпингов на наши номера обратили внимание местные дальнобойщики. Оказались дружелюбные и приветливые ребята, очень интересовались нашей страной.

Самое далекое путешествие было в Испанию. Изначально планировали переправиться через Гибралтар и побывать еще и в Африке, но нашли в Испании тихое и спокойное местечко на берегу моря. И так понравилось, что просто не смогли уехать.

Меня часто спрашивают: ну как там, за границей, ездить? Я всегда отвечаю, что самое трудное – это доехать до границы. Ведь у нас ездят просто ужасно! Многих интересует, не опасно ли так путешествовать в плане криминала на дорогах. В дороге я ни с чем таким не сталкивался, а вот в Венеции у меня «увели» кошелек. Хорошо, что там было не много денег, что-то около 40 евро.

СОМБАТХЕЙ – НЕ ПОБРАТИМ

– В 2011 году я, планируя маршрут через Венгрию, решил, что заеду «на часок» в город Сомбатхей. Он небольшой, всего 80 тысяч жителей, но с богатой историей – городу более 2 тысяч лет. Зашел на официальный сайт Сомбатхея и с удивлением обнаружил, что в списке его городов-побратимов нет нашей Йошкар-Олы! Я написал письмо, что живу в Йошкар-Оле в микрорайоне под названием Сомбатхей и что у нас в городе считают, что с венгерским Сомбатхеем наша Йошкар-Ола – города-побратимы. Написал, что буду проездом в Венгрии и хотел бы посетить дружественный город.

Через месяц, за день до выезда, мне позвонил руководитель международного отдела мэрии Сомбатхея. Нас пригласили на встречу с заместителем мэра – сам мэр Сомбатхея в это время был в отпуске за границей. Этот звонок был как гром с ясного неба. Пришлось в оставшееся время побегать по городу, покупать сувениры для венгерских друзей. От мэра Йошкар-Олы и главы городского округа мы написали приветственное письмо. Словом, несмотря на сжатые сроки, получилось все прилично и вполне официально.

ЙОШКАРОЛА БЕЗ ДЕФИСА

– В Сомбатхее меня встретила целая делегация, провели экскурсию по городу. Показали микрорайон с названием Йошкарола, которое пишется слитно, скульптуру «Дружба», которую подарил наш город венгерскому Сомбатхею. Кстати, у нас в Йошкар-Оле можно увидеть ответный подарок – скульптуру «Савария» у магазина, раньше носившего то же название.

Венгерская Йошкарола – это небольшой спальный район. В нем около 2 тысяч жителей, в основном пенсионного возраста. Недавно там даже закрыли школу из-за того, что просто не осталось детей.

Когда мы были в Будапеште, нам позвонил самый молодой депутат венгерского парламента Петер Аг. Оказывается, свою политическую карьеру он начинал как депутат сомбатхейского парламента от Йошкаролы. Он провел нам экскурсию по венгерскому парламенту, очень интересовался нашим городом и даже хотел приехать, но пока не нашел для этого времени.

А что касается побратимства… Представляете, оказалось, что между нашими городами нет договора о дружеских отношениях! Видимо, в советское время просто не задумывались об официальной стороне дела и не тратили время на подписание различных бумажек. И когда дотошные венгры начали составлять список побратимов, нашего города в нем не оказалось. В архиве Йошкар-Олы мы тоже не нашли договора о дружеских отношениях с Сомбатхеем.

Но мы все еще можем стать побратимами! Через несколько месяцев после поездки депутаты Сомбатхея написали письмо с предложением возродить дружбу. Однако пока дело буксует, и боюсь, что по вине нашей стороны.

КИТЕЖГРАД У ГРАНИЦ МАРИЙ ЭЛ

– В последнее время ездить за границу даже на автомобиле стало не по карману. Но есть масса интересных мест в России. В прошлом году мы с друзьями за три дня проехали по Золотому кольцу. Нам очень понравилось – интересно и недорого.

К слову, к нам в Марий Эл тоже ездит немало туристов на своих автомобилях. Я зарегистрирован на форуме для автопутешественников. Там часто люди спрашивают, как доехать, что посмотреть. В последнее время у москвичей появилось интересное направление: Нижний Новгород – Йошкар-Ола – Казань. По пути заезжают на озеро Светлояр, где, по преданию, находился знаменитый Китежград, который во время нашествия татаро-монголов ушел под воду. Считается, что этот город находился в селе Никольском, буквально в 50 км от границы с нашей республикой, как раз по дороге от Йошкар-Олы к Нижнему Новгороду.