С открытия нового здания Марийского театра оперы и балета стартовал IV фестиваль «Летние сезоны». Грандиозный концерт в честь открытия ознаменовал начало новой эпохи для сапаевцев, и теперь от театра следует ждать не менее грандиозных постановок. Стало традицией, что летом наш город становится свидетелем двух


С ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗДАНИЯ МАРИЙСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА СТАРТОВАЛ IV ФЕСТИВАЛЬ «ЛЕТНИЕ СЕЗОНЫ»

Грандиозный концерт в честь открытия ознаменовал начало новой эпохи для сапаевцев, и теперь от театра следует ждать не менее грандиозных постановок.

Стало традицией, что летом наш город становится свидетелем двух спектаклей под открытым небом, и зрители с нетерпением ждут этого события. Каждый год театр поднимает для себя планку, придумывая что-то новое, чем можно удивить йошкаролинцев и гостей города.

КАРЛ ОРФ НА ПАТРИАРШЕЙ ПЛОЩАДИ

В этом году театральные опен-эйры начнутся с совместного проекта нашего и Нижегородского театров оперы и балета. 4 июля на Патриаршей площади дадут две части хореографической версии триптиха Карла Орфа – «Кармину Бурану» и «Триумф Афродиты», причем под живой аккомпанемент: в одно единое звучание соединятся два оркестра и два коллектива хора и солистов.

«В том, что эти балеты у нас шли под фонограмму, была какая-то недосказанность, – делится художественный руководитель марийского театра Константин Иванов. – Мы не можем самостоятельно воплотить эти произведения в живом звуке, потому что для создания нужного эффекта и масштаба нужны большой хор и большой оркестр. Идея совместного проекта у меня зародилась давно, хотел сделать еще с Чувашским театром, но не получилось. Однако нет худа без добра, и теперь мы делаем это с Нижегородским театром».

Собственно, новый проект уже был опробован на нижегородских зрителях во время гастролей в конце апреля – там показали «Кармину Бурану». В Нижнем до сих пор вспоминают это событие. Но впервые под живой аккомпанемент наш балет танцевал в Эстонии на фестивале «Биргитта» в 2012 году.

По словам Константина Анатольевича, йошкар-олинская Патриаршая площадь прекрасно подходит для этой постановки. У здания телекомпании «Регион 12» будет располагаться сцена, кстати, теперь она у театра своя не только в новом здании, но и для таких вот спектаклей под открытым небом. И это дает театру приличную экономию, ведь раньше аренда сценической площадки обходилась в 400 тысяч рублей.

Оркестр будет располагаться перед сценой, на балконе у самого входа в здание – хор, на верхнем балконе – солисты, а балет, конечно же, на сцене. Всего в проекте занято около 250 человек, причем только с нижегородской стороны – около 120 (вместе с техническими службами).

Зрительских мест будет 600, и в этом году театр отходит от использования трибун, не позволяющих расположить зрителей более удобно. Теперь у театра есть свои стулья специально для таких мероприятий. Каждый год руководство учитывает ошибки прошлых лет, и в этом году, по словам Константина Анатольевича, световые вышки будут располагаться как можно глубже, чтобы не перекрывать обзор зрителям.

ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО ЧЕРЕЗ ПРОЕКТОР

Следом за Орфом – Римский-Корсаков. 11 июля в Царевококшайском кремле состоится премьера эпической оперы «Садко». Интересно, что именно с кремля начались «Летние сезоны», а точнее, с оперы «Царская невеста» того же Корсакова, которую показали здесь в День города в 2011 году. Получается некое возвращение к истокам, и знаменательно то, что «Садко» завершает внутренний фестиваль в честь 170-летия со дня рождения композитора, которому отчасти был посвящен 46-й сезон театра.

Опера «Садко» ставится специально для площадки Царевококшайского кремля. Как и в «Царской невесте», здесь будут задействованы все переходы и башенки, а подводное царство будет решено с помощью проекции, направленной на стены кремля, и, конечно же, света: благодаря новой технологии создастся полная иллюзия присутствия в морском царстве.

Будет ли перенесена постановка на сцену самого театра, пока неясно, возможно, в будущем. Сейчас главная задача – познакомить наших зрителей с этой оперой.

НЕ СТРАДИВАРИ

12 июля в новом здании театра состоится концерт скрипки Гварнери. И хотя так получилось, что в Йошкар-Олу приедет не Страдивари, которая заявлялась ранее, никому не следует расстраиваться, ведь Гварнери не менее знаменитая семья итальянских мастеров скрипичного дела 17-18 веков. Вообще-то все они стоят в одном ряду, ведь и основатель династии Андреа Гварнери, и Антонио Страдивари учились своему ремеслу в одной мастерской – Николо Амати.

На концерте зрителей должно заворожить сочетание трех превосходных инструментов: скрипки Гварнери из коллекции музея им. М. Глинки, рояля Steinway и органа фирмы Даниэля Керна. Свое мастерство на этих бесподобных музыкальных инструментах продемонстрируют москвичи – скрипач Павел Седов и пианист Виталий Юницкий – и наш штатный органист Арсений Ушков, закончивший Казанскую консерваторию.

Павел Седов – один из известных скрипачей России, он довольно молод, но уже является доцентом Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Он родился в семье музыкантов и уже в 8 лет дебютировал на сцене консерватории, а с 9 лет начал гастролировать за рубежом. В Йошкар-Оле он исполнит 5-й концерт Моцарта для скрипки с оркестром.

Как всегда, у художественного руководителя театра планы не ограничиваются приглашением на один концерт, и в последующем Константин Анатольевич хочет привлечь Павла для проведения мастер-классов в Национальной президентской школе для одаренных детей.

ТРАГИЧЕСКОГО ФИНАЛА НЕ БУДЕТ

Завершится фестиваль «Летние сезоны» 15 июля не менее ожидаемой премьерой балета «Лебединое озеро» – непревзойденной классики мирового музыкального искусства. То, что создается новая постановка этого балета, который уже есть в репертуаре театра, в общем-то неудивительно, ведь прежнему спектаклю ни много ни мало – 11 лет. За это время, несмотря на философское решение декораций (в виде крыльев), они просто физически устарели и износились. То же самое с костюмами.

Для новой постановки художник Борис Голодницкий решил не отходить от той же темы с крыльями, но теперь это будет сделано более современно и ярко. Через крылья будет решен и сад, и дворец с гигантской дверью на заднем плане, в которую будет биться белый лебедь, предупреждая героев об опасности. Пространство сцены, как и во многих спектаклях Голодницкого, будет отдано танцу.

Спектакль станет густонаселенным в кордебалетных сценах. При этом из него убирается ряд персонажей, например, Наставник принца. Эта роль переходит к Шуту, тем самым повышая его значение в спектакле: теперь это будет не просто придворный шутник с бубенчиками, а действительно мудрый наставник, который может подсказать и направить. Собственно, он и вовлекает Принца Зигфрида с помощью книги сказок в историю о заколдованных девушках-лебедях. Кстати, теперь мама будет дарить Принцу не арбалет, а книгу. Партия Зигфрида также усилится в новой постановке: усилятся и монологи, и его душевное страдание.

В спектакле теперь появляются черные лебеди, которых раньше не было. Им предстоит важная миссия – с их помощью балетмейстер сможет более подробно рассказать зрителям, почему Принц запутался. Перед его глазами будут постоянно меняться белые и черные лебеди, и это уже не будет предательство любимой Одетты, а скорее некое помешательство, объясняющее его поведение.

«Первоначально я заявлял трагический финал, как это написано у Чайковского, – рассказывает худрук театра и балетмейстер Константин Иванов, – но пообщавшись с коллегами и уже ведя репетиции, принял решение все-таки от него отказаться. В финале лебеди будут превращаться в девушек, а зло отступит, хотя и не погибнет, и в конце выглянет солнце и наступит рассвет».

Интересно, что на создание новой сценической версии Константина Иванова вдохновил замок Нойшванштайн, который он посетил во время последних гастролей в Германии. Кстати, на родине легенды о девушке-лебеде уверены, что и самому Чайковскому пришла идея этого балета, когда он отдыхал на озере Шванензее (Лебединое озеро) и увидел стоящий над ним высоко на утесе этот замок баварского короля Людвига. С немецкого его название переводится как «Новый лебединый утес».

Ирина СУВОРОВА 

от admin