Разрыв между властью и обществом

Призваны сократить общественные советы, созданные при органах государственной власти. Создание этих советов стало повсеместным после исполнения одного из майских указов Президента РФ в 2012 году. С тех пор прошло два года, но можно ли сказать, что такие советы действительно выполняют возложенные на них задачи? Активисты Марийского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» взялись оценить деятельность советов в Марий Эл.


ПРИЗВАНЫ СОКРАТИТЬ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ, СОЗДАННЫЕ ПРИ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Создание этих советов стало повсеместным после исполнения одного из майских указов Президента РФ в 2012 году. С тех пор прошло два года, но можно ли сказать, что такие советы действительно выполняют возложенные на них задачи?

Активисты Марийского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» взялись оценить деятельность советов в Марий Эл. Даже создана целая рабочая группа, уделившая этому вопросу самое пристальное внимание. И что же оказалось?

Советы при некоторых органах госвласти собираются исключительно формально либо вообще ни разу не собирались с момента создания, как, например, при департаментах информатизации и связи и государственной службы занятости населения. А при Гостехнадзоре Республики Марий Эл совет вообще не создан.

Пойдем далее. В указе Президента РФ отмечено, что членами совета не должны становиться госслужащие. Но и тут Марий Эл мало чем отличается от других регионов РФ. Так, например, руководитель Департамента животного мира РМЭ Николай Шнурков сам же возглавляет общественный совет при своем ведомстве, а его заместитель является замом и в совете. Минздрав тоже далеко не ушел: возглавляет совет замминистра Марина Панькова. Аналогичная ситуация и в Министерстве образования и науки.

На самом деле, это действительно огромное упущение со стороны ведомств, ведь так теряется сама суть общественного совета. Такое ощущение, что их создают, что называется, для галочки. Этот бюрократически-формальный подход к реализации законов не особенно-то и актуален в последнее время. Что ни говори, а общество и правда поднимает голову и уже не хочет оставаться в стороне. Так дайте ему возможность участвовать!

Отмечается, что в советах критически мало представителей профильных профессиональных сфер, причем не руководителей какого-нибудь холдинга или другого крупного предприятия, а обычных рабочих, которые видят проблему изнутри, на местах, и понимают всю специфику своей работы. Так, например, в общественный совет при Минсельхозе РМЭ входят руководители сельскохозяйственных кооперативов, крупных аграрных холдингов, но нет ни одного представителя рабочей профессии, фермера или другого человека, соприкасающегося с этой сферой непосредственно. То же самое в Минобрнауки — в совете нет ни одного родителя, студента или школьного учителя. В итоге при таком положении дел эти советы становятся просто неэффективными.

Что же может сделать их эффективными? Разумеется, прямые выборы. Тут, конечно, можно сказать, что наш народ и так-то на выборы не ходит (смехотворная явка в Единый день голосования 14 сентября 2014 года тому подтверждение), но ведь обществу нужно просто дать почувствовать, что оно реально может что-то изменить, на что-то повлиять, что к нему могут прислушаться. По сути, общественные советы — это тот самый мостик между органами государственной власти и рядовыми гражданами. Как отмечает Екатерина Мартюшина, руководитель рабочей группы в ОНФ «Общество и власть: прямой диалог», «одно дело, когда человек назначается, а другое — когда его презентуют, представляют, за него голосуют». И то правда.

Но не все так плохо в Марий Эл, хотя работы, конечно, непочатый край. Более-менее функционируют общественные советы при министерствах культуры и социальной защиты. Правда, в их положениях почему-то указано только одно направление деятельности: оценка деятельности подведомственных учреждений и создание рейтингов. Включает ли в себя это погружение в проблемы тех самых учреждений и попытку помочь — непонятно. В этом плане реально действуют только общественные советы при силовых структурах республики и УФСИН, представители которых настолько активно включились в работу, что руководители органов власти с ними считаются и прислушиваются ко всем рекомендациям. Но здесь другие условия: тот же общественный совет при МВД начал свою работу еще в 2005 году, то есть задолго до майского указа Президента РФ 2012 года, и у этого совета уже налажен определенный механизм совместной работы с ведомством. Поэтому МВД по Марий Эл продуктивно взаимодействует со всеми слоями общества, включая школьников: это и участие в рейдах, и в приемах гражданах, где общественный совет берет под контроль работу ведомства с обращениями населения, чтобы ничего не было упущено и помощь людям была реально оказана.

Пример совета при МВД по Марий Эл может стать вдохновляющим для тех общественных советов, что созданы недавно и толком не понимают, как действовать. Сейчас им необходимо нарабатывать опыт и не бояться делать то, для чего они собрались, ведь здоровая критика только помогает ведомству анализировать недостатки своей работы и начать продвигаться дальше. А еще было бы неплохо, если бы эти советы завели свои странички на сайтах тех ведомств, при которых они существуют, и публиковали бы там отчеты о своей деятельности (конечно, хотелось бы, чтобы слово «отчет» не понималось чересчур формально). Все-таки общество должно знать, для чего советы созданы, что сделали и что планируют сделать, потому как в настоящее время об их деятельности у граждан довольно смутное представление.

Ирина СУВОРОВА