Разумная реакция на «сказки» аферистов

МВД республики проводит акцию «Не дайте себя обмануть!». Она продлится весь декабрь.  Полиция делает ставку на предупредительные шаги, которые позволят гражданам обезопасить себя от изворотливых действий мошенников и повысить свою правовую грамотность. Не секрет, что аферисты, специализирующиеся в разных криминальных жанрах, открывают для себя новые горизонты.  


МВД РЕСПУБЛИКИ ПРОВОДИТ АКЦИЮ «НЕ ДАЙТЕ СЕБЯ ОБМАНУТЬ!»

Она продлится весь декабрь.  Полиция делает ставку на предупредительные шаги, которые позволят гражданам обезопасить себя от изворотливых действий мошенников и повысить свою правовую грамотность.

Не секрет, что аферисты, специализирующиеся в разных криминальных жанрах, открывают для себя новые горизонты.  Если традиционное  жулье  отрабатывает беспроигрышные классические  варианты, то большинство продвинутых умельцев  нацелены на дистанционные схемы мошенничеств, будь то телефонные «сказочники»,  плетущие интриги то о блокировке банковских карт, то о мифических ДТП с родственниками, или интернет-мошенники, чья фантазия пропорциональна стремительному прогрессу в электронных технологиях. А после того, как вся страна подсела на иглу банковских займов, периодически обкатывается и «классика» с личным общением, и бесконтактные методы афер. Словом, у обаятельных жуликов в «бархатных  перчатках» — время ренессанса и интенсивной практики. Сегодня мы не будем говорить о крупных акулах, проворачивающих финансовые сделки века или года, а направим свое внимание на повседневные аферы, от которых страдают обычные граждане.

Дмитрий Анатольевич Разумов рассказывает пенсионерам, как уберечься от мошенников
 

Следует отметить, что за 10 месяцев уходящего года в Марий Эл было зарегистрировано более 260 преступлений, связанных с мошенничеством. Понятно, что к концу декабря эта статистика увеличится. Ведь в сети всевозможных аферистов попадают люди разного статуса, достатка и возраста. Вот один из недавних случаев, где  главным действующим лицом  в «кредитной игре» была жительница Казани. Как известно, банки стараются выдавать займы благонадежным клиентам с убедительной суммой заработка, достойной кредитной историей и прочим набором требований. И далеко не всех они включают в реестр заемщиков. Вот такими штатными ситуациями и пользуются мошенники. С января этого года они расклеивали в Йошкар-Оле и районах республики объявления о содействии в получении кредитов. Договориться с банком, ускорить процесс выдачи денег — такую «услугу» предлагали авторы объявлений. Конечно, нашлись желающие.

«Посредники» убедительно доказывали, что потенциальные клиенты должны заплатить процент от заявленной суммы займа. Если те не располагали средствами, то предлагалось занять наличность в центрах микрокредитования или оформить кредит на покупку тех или иных товаров. Люди не озадачивались долгими размышлениями и велись на уговоры мошенников. В итоге от преступной комбинации пострадали жители Йошкар-Олы, Моркинского, Волжского районов. Аферисты брали «проценты» не только деньгами, но и вещами. Так, «клиентка» из Волжска взяла в кредит обувь на 14 тысяч и отдала ее «посредникам». Понятно, что легких займов люди не дождались. На сегодняшний день сотрудники уголовного розыска МВД республики задержали казанскую аферистку, причастную к преступлениям. Возбуждены уголовные дела по 159 статье УК РФ, связанной с мошенничеством. Сыщики устанавливают весь круг задействованных лиц и потерпевших. Так что тем, кто внес реальные проценты по липовым кредитам, самое время обратиться в полицию.

НЕ ДОВЕРЯТЬ И ПРОВЕРЯТЬ

Так или иначе, но особо уязвимая категория, доверяющая сладким речам аферистов, — пожилые люди. На днях в рамках акции заместитель начальника УМВД России по г. Йошкар-Оле — начальник полиции Дмитрий Анатольевич Разумов провел «урок безопасности» для пенсионеров, отдыхающих в отделении дневного пребывания «Ветеран» комплексного центра социального обслуживания населения. Он рассказал о современном спектре действий мошенников, обратив внимание на должные меры безопасности. Вот типичная история, случившаяся с горожанкой 62 лет. На мобильный телефон ей поступило сообщение о том, что с банковской карты снято 9 тысяч рублей. Заключительные строки указывали на контактный телефон. Взволнованная пенсионерка тут же перезвонила неизвестному абоненту. Милый женский голосок оповестил ее, что она беседует с оператором банка. Действительно, с ее счета пытаются снять деньги. А чтобы этого не случилось, следует срочно перевести сбережения на другой счет. Женщина отправилась к банкомату, телефонный «консультант» продиктовал  ей комбинацию цифр. После всех навязанных советов и манипуляций с карты клиентки уже реально были сняты деньги — почти 11 тысяч рублей. Примечательно, но пенсионерка слышала о подобных аферах. Но когда тревожное известие коснулось лично  ее, безоглядно  поверила дистанционным жуликам. На подобные телефонные крючки в это же время попались еще несколько жителей республики, они пополнили карманы аферистов на суммы от 5 до 11 тысяч рублей.

Свой урожай на плодотворной почве доверия снимают и квартирные мошенники, маскируясь то под социальных работников, то под распространителей товаров. Так, в ноябре сомнительные продавцы посуды нанесли визит в семью пенсионеров из Йошкар-Олы. Пожилой паре говорливые гости «втюхали» сковородку. Через пару-тройку дней в эту же квартиру позвонили «газовщики». Пока один химичил с плитой, другой прошелся по комнатам. В итоге хозяева лишились 180 тысяч рублей. Женщина обратилась в полицию. Судя по всему, продавцы сковородок приметили, где лежат сбережения хозяев, и сообщили подельникам, сочинившим легенду о  газовой службе. В действительности  настоящие сотрудники газовой компании не проверяли оборудование в этом доме. Возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ.

Начальник полиции дал рекомендации пенсионерам. Они просты, как таблица умножения, и действенны, если на смену слепой доверчивости приходит разумное восприятие происходящего. Всем известно, что нельзя впускать в дом незнакомцев, а если они представляются специалистами тех или иных организаций, то вы вправе требовать соответствующие удостоверения. Не стоит приобретать у неизвестных торгашей «волшебные» препараты от всех болезней или чудодейственные приборы. И конечно, при мощной лавине телефонных афер не следует верить дистанционным абонентам, сообщать свои банковские реквизиты и действовать по их указаниям. Чем бежать к банкомату, проще в этом же офисе поинтересоваться у сотрудника банка достоверностью сообщений. Так что все зависит от нашей реакции — быстрой, медленной, главное, чтобы она была правильной.

Согласитесь, мошенники охотятся на всех — на молодых и пожилых, состоятельных и не очень. Так стоит ли прыгать в капкан, если есть возможность обойти опасность? Как-то в этом году поздно ночью пришло мне sms-сообщение: «Мама, вышли на этот номер (какие-то цифры) 1000 рублей. Говорить не могу, объясню позже». Сонное сознание все-таки не дало осечки. Сын благополучно почивал в другой комнате. Так что я осталась при своей тысяче, мысленно послав мошеннику воздушную фигу.

Материалы подготовила Ольга САЛТАНОВА при содействии пресс-службы МВД по РМЭ