Рогатое чудо за пять копеек

Решение городских властей о создании в Йошкар-Оле троллейбусного транспорта оставалось на бумаге почти 10 лет. Вот уже более 40 лет наш город невозможно представить без электротранспорта. Троллейбус завоевал большое признание у населения, его услугами ежедневно пользуются тысячи горожан. О том, как строилась и развивалась троллейбусная сеть в Йошкар-Оле, рассказывают документы Государственного архива Республики Марий Эл.


РЕШЕНИЕ ГОРОДСКИХ ВЛАСТЕЙ О СОЗДАНИИ В ЙОШКАР-ОЛЕ ТРОЛЛЕЙБУСНОГО ТРАНСПОРТА ОСТАВАЛОСЬ НА БУМАГЕ ПОЧТИ 10 ЛЕТ

Вот уже более 40 лет наш город невозможно представить без электротранспорта. Троллейбус завоевал большое признание у населения, его услугами ежедневно пользуются тысячи горожан. О том, как строилась и развивалась троллейбусная сеть в Йошкар-Оле, рассказывают документы Государственного архива Республики Марий Эл.

В послевоенные годы быстрый рост темпов развития промышленности в . Йошкар-Оле способствовал увеличению числа трудящихся на предприятиях города. Основная масса горожан работала на заводах, расположенных в юго-западной части города: «Металлист», «Электроавтоматика», «Торгмаш», п/я № 42 и 43 (ныне Марийский машиностроительный завод и завод полупроводниковых приборов) и др., поэтому в утренние и вечерние часы на остановках общественного транспорта были толпы трудящихся, ощущалась острая нехватка городских автобусов. В целях улучшения обслуживания населения городским пассажирским автотранспортом Йошкар-Олинский горисполком в 1960 году принял решение о строительстве троллейбусного парка в Йошкар-Оле. К сожалению, почти 10 лет это решение оставалось только на бумаге.

К концу 1960-х гг. в столице республики были построены новые предприятия — заводы «Искож», «Контакт», консервный, гормолзавод, швейная и трикотажная фабрики, учреждения народного образования, объекты здравоохранения и культуры. Это привело к еще большей остроте проблемы с доставкой трудящихся к местам их работы и обратно. Планировка города к тому же предусматривала возведение новых жилых районов, где вводились в строй многоэтажные дома. Население города постоянно увеличивалось. Троллейбус должен был стать частью инфраструктуры столь динамично развивающегося города.

И потому в начале 1968 года вернулись к проекту троллейбусного транспорта — Йошкар-Олинский горисполком утвердил трассы троллейбусных линий первой очереди: № 1 — по улицам Машиностроителей и Строителей, № 2 — по улицам Красноармейской, Первомайской, Панфилова, Советской, Ново-Советской (ныне ул. Карла Маркса) до Мясокомбината и Вокзальной площади.

Начались проектно-изыскательские работы, выполнение которых Министерство коммунального хозяйства Марийской АССР поручило проектному институту «Гипрокоммундортранс». Монтажом контактных сетей, тяговых подстанций и кабельных линий занималось Управление «Верхневолгоэнергомонтаж».

Строительство парка троллейбусного транспорта велось в трудных условиях. Не хватало стройматериалов: красного кирпича, песка, щебня, цемента, железобетонных изделий. Затягивались прокладка кабельных линий, подвеска контактных сетей. Несмотря на все трудности, запуск первого троллейбуса в г. Йошкар-Оле был намечен на ноябрь 1970 года и должен был стать подарком к 50-летнему юбилею республики.

15 октября 1970 г. постановлением Совета министров Марийской АССР было организовано Управление троллейбусного транспорта в г. Йошкар-Оле во главе с начальником Н.А. Селедкиным. Строительство первой очереди троллейбусного транспорта, как и планировалось, завершили к началу ноября. На торжественном митинге, посвященном этому знаменательному событию, председатель Йошкар-Олинского горисполкома Е.И. Зотов разрезал ленту на пути нового электротранспорта, и первый троллейбус плавно тронулся с места.

5 ноября 1970 г. в свой первый пробный рейс по маршруту № 1 Управление троллейбусного транспорта — завод ЖБК-1 отправились два троллейбуса под управлением водителей И.М. Кочакова и В.Е. Кодочигова.

С 25 декабря 1970 г. началась обкатка еще 10 новых троллейбусов ЗИУ-5, прибывших из г. Энгельса. К концу года йошкар-олинское троллейбусное хозяйство пополнилось еще 16 машинами, а с 1 февраля 1971 г. троллейбусная линия № 1 вышла уже на постоянную эксплуатацию. Плата за проезд в троллейбусе составляла 5 копеек, за провоз багажа -10 копеек.

Выйдя на городские магистрали, троллейбусы несколько разгрузили автобусное движение. Одновременно шла прокладка новых троллейбусных маршрутов. На заседании Йошкар-Олинского горисполкома 29 июля 1974 г. начальник Управления троллейбусного транспорта Н.А. Селедкин докладывал, что «за последние три года в городе построено троллейбусное депо на 50 машин, 3 тяговые подстанции, 34 км троллейбусных линий. На начало года перевезено около 40 миллионов пассажиров».

В 1972 г. троллейбусы стали курсировать до железнодорожного вокзала и Мясокомбината, с августа 1974 г. — в заречную часть города.

Городской электротранспорт, экономичный и экологически чистый, прочно вошел в повседневную жизнь жителей республики. Несмотря на все сложности, возникшие в последние годы, троллейбусный транспорт в республике все-таки развивается. Сегодня по улицам г. Йошкар-Олы курсируют новые троллейбусы, полученные в год празднования 430-летия города. Пополнение парка новыми троллейбусами будет продолжено.

Наталья ПЕТРОВА, ведущий специалист отдела использования и публикации документов Государственного архива РМЭ