Рождественский пост

Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

О духовной сущности поста, его истории и порядке соблюдения рассказывает настоятель храма Державной иконы Божией Матери п. Медведево Алексий МИХАЙЛОВ:

— Сначала немного об истории православных постов. Самый древний церковный пост — Пасхальный (Великий).

Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

О духовной сущности поста, его истории и порядке соблюдения рассказывает настоятель храма Державной иконы Божией Матери п. Медведево Алексий МИХАЙЛОВ:

— Сначала немного об истории православных постов. Самый древний церковный пост — Пасхальный (Великий).

Именно из него стали развиваться другие православные посты, это делалось для освящения благочестивой жизни в каждое время года: весной — Пасхальный пост, летом — Петровский, осенью — Успенский, зимой — Рождественский.

Рождественский пост устроен по подобию Пасхального, он также длится 40 дней. Пасхальный пост называется Великой Четыредесятницей (т. е. 40 дней), а Рождественский — малой Четыредесятницей, так как по строгости он уступает Великому и Успенскому постам.

Святитель Симеон Фессалоникийский (XIV век) писал: «Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. И мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем Живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Любой пост — это средство к очищению души через добровольное воздержание от мирских наслаждений, это побуждение человека к усилению своей духовной жизни. Постная пища — это растительная, а также рыба. Не стоит воспринимать период пощения как диету, так как это в корне неверно. Как сказал сам Господь: «Сей же род (бесовский) изгоняется только молитвою и постом (Евангелие от Матфея 17:21)».

Пост включает не только ограничение в пище, но и в хранении чувств, воздержании от супружеских отношений — человек как бы отгораживается от мира, от материальных вещей и приближается к Богу. Пост — не цель, а средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Понятно, что человека ни молиться, ни поститься просто так не заставишь. Человек должен сам понимать: если он хочет иметь связь с Богом, то должен духовно трудиться, так как без этого ничего не получится. Если посмотреть на весь год, то общее количество постных составляет порядка 120 дней.

Что касается непосредственно поста, то распорядок дня и приема пищи пришел к нам из монастырской среды. Каждый пост делится на этапы — ступеньки, которые ни в коем случае нельзя перескакивать, так как такие скачки могут губительно сказаться на неподготовленном человеке. Существуют разные меры поста. Мягкая форма — это когда человек отказывается на короткое время от приема пищи; что касается детей, то это ограничение в сладостях и просмотрае развлекательных телепрограмм. Следующие ступеньки — это отказ от мяса, яиц, молочных продуктов, рыбы, растительного масла. Затем следует отказ от вареной пищи (сухоядение) — это уже строгая мера поста. Полное воздержание от пищи — это мера совершенных людей — Великих подвижников. Сейчас выпускают специальные календари для мирян, чтобы можно было ориентироваться во время поста.

В постное время могут быть совершены послабления некоторым верующим: страдающим хроническими болезнями, когда врачи настаивают на определенном режиме питания; немощным старикам; беременным женщинам, а также мамы, кормящие грудью; маленькие дети, не достигшие семилетнего возраста; путешествующим людям, которые не могут вкушать то, что хотели бы, а питаются тем, что есть.

Хочу отметить, что во время любого поста прихожане и годовики (люди, которые появляются в церкви несколько раз в году, чаще всего по большим праздникам) посещают храм и службы с большим усердием, чем обычно, что не может не радовать.