С деньгами на привязи

От пассажиров можно часто слышать недовольство работой кондукторов: мол, и грубые они, и в салонах грязно. Но не каждый задумывается, насколько тяжелая эта работа. Казалось бы, ходи да со всех деньги собирай. На самом деле все далеко не так просто. «Й» побеседовала с одним из кондукторов нашего города. Женщина согласилась анонимно рассказать о трудовых буднях и подводных камнях своей профессии.


ОТ ПАССАЖИРОВ МОЖНО ЧАСТО СЛЫШАТЬ НЕДОВОЛЬСТВО РАБОТОЙ КОНДУКТОРОВ: МОЛ, И ГРУБЫЕ ОНИ, И В САЛОНАХ ГРЯЗНО. НО НЕ КАЖДЫЙ ЗАДУМЫВАЕТСЯ, НАСКОЛЬКО ТЯЖЕЛАЯ ЭТА РАБОТА. КАЗАЛОСЬ БЫ, ХОДИ ДА СО ВСЕХ ДЕНЬГИ СОБИРАЙ. НА САМОМ ДЕЛЕ ВСЕ ДАЛЕКО НЕ ТАК ПРОСТО

«Й» побеседовала с одним из кондукторов нашего города. Женщина согласилась анонимно рассказать о трудовых буднях и подводных камнях своей профессии.

Героиня нашего материала (назовем ее Людмила) имеет кондукторский стаж почти 20 лет: сначала работала на рейсовом автобусе, потом перешла в троллейбусный парк, здесь она более 10 лет. Как и многие кондукторы ее возраста, Людмила попала под сокращение на заводе в 90-х годах. Тогда в кондукторы шли очень многие — других вариантов практически не было.

По ее словам, кондуктором может стать любой от 18 лет. Главное, пройти медкомиссию. Особых требований по здоровью нет, разве что инвалиды да гипертоники не смогут работать в таких условиях, особенно те, что стоят на учете. Работа нервная. «Все болезни накапливаются уже на самой работе, — говорит Людмила. — Зимой очень холодно, в троллейбусах печек нет. В 30-градусный мороз совсем тяжело. А ведь мы к троллейбусу как привязанные, никуда не выйдешь. Но люди нашего возраста привыкли уже, а вот молодые приходят и уходят».

Кондукторам, конечно, выдают форму. Летом жилетки, зимой ватные куртки наподобие фуфайки. Только толку от такой куртки мало: не греет, даже воротника нет. Поэтому многие работают в своей одежде. К тому же на такой работе одежда быстро пачкается, приходится часто ее стирать, а ватную куртку, как известно, постираешь, и она быстро скатается.

ЛЕТОМ В САЛОНЕ ОСОБЕННО ПЫЛЬНО

Рабочая смена кондуктора, как и водителя, начинается с уборки. Каждый из них прикреплен к своему троллейбусу, и содержать его в чистоте тоже нужно самим. На это дается 20 минут до начала смены. И за это же время нужно еще успеть пройти ежедневный медосмотр: в стакан подышать, да и в целом провериться, чтобы потом во время работы чего не вышло.

«Убираемся мы, конечно, не только утром, но и в обеденное время приходится, — рассказывает Людмила. — Особенно много пыли накапливается летом. Пройдешься по салону, влажной тряпочкой все везде протрешь, надколесники те же, а летом еще и пол помоешь. Зимой, когда снег, в этом плане попроще, хотя все равно убираться надо. Мы даже плафоны в троллейбусе моем, порой даже в свой выходной. А куда деваться? Свой ведь троллейбус, хочется содержать его в чистоте не только для пассажиров, но и для себя».

После смены, при заезде в парк, в салоне подметают уже уборщицы, летом поливают из шлангов и пропускают через автомойку.

БЫТЬ НА РАБОТЕ ДО ПЯТИ УТРА

Любому кондуктору приходится очень рано вставать. По графику первые троллейбусы начинают выезжать из парка в пять минут шестого утра. Соответственно, на рабочем месте нужно быть уже в 4.40 — 4.45. Резерв готовится в это же время, чтобы при случае можно было заменить сломавшийся на линии троллейбус. Бывает, заменяют самих водителей или кондукторов, если вдруг кто опоздал или заболел.

Графики бывают разные. Есть 12-часовые на одну смену — с 5 утра и примерно до 6 вечера, с двумя обедами — после 9 утра и после часу дня. Хотя порой первый обед приходится и на 11 часов, то есть через шесть часов после начала смены. Такие односменные графики с поздним обедом, по словам Людмилы, гораздо тяжелее двухсменных. Сам обед длится около 40 минут. При 12-часовом графике чередуются два дня работы и отдыха.

Двухсменные графики (движение троллейбуса по маршруту с 5 утра до 11 вечера обслуживают две смены), конечно же, полегче. Тем более что во вторую смену до 11 ездит мало троллейбусов, большая часть заезжает в депо около 9 вечера. По двухсменным графикам распорядок работы такой: четыре дня человек выходит в первую смену, затем выходной, затем четыре дня во вторую смену и два дня выходных. Есть и другой распорядок: пять дней, с понедельника по пятницу, работа в первую смену, суббота и воскресенье стабильно выходные, следующая рабочая пятидневка — во вторую смену.

На всех конечных остановках есть туалеты, за 3 минуты нужно успеть сделать все свои дела. По маршруту Людмилы троллейбус весь круг проходит примерно за полтора часа, то есть с одной конечной до другой около 45 минут. Если приспичило за это время, приходится терпеть.

Раньше графики, по словам Людмилы, были лучше, работали по 8 часов в день, как все, а сейчас троллейбусов стало меньше, и приходится подстраиваться.

«Работать можно, хотя и не очень легко, — говорит кондуктор. — Хоть у нас и большая текучка, сейчас вроде укомплектовались. Даже несколько беженцев с Украины к нам устроилось. Молодые, конечно, приходят и уходят. Думают, что работа легкая, а потом не выдерживают. Троллейбус целый день гудит, дороги плохие — мотает, весь день глотаешь пыль, да и руки черные после денег — стараемся чаще протирать их влажными салфетками, ведь и пассажиры всякие бывают, есть и больные».

ВСЕ ВНИМАНИЕ — НА ДВЕРЬ И ПАССАЖИРОВ

Зарплата у кондукторов среднесдельная: складывается из нормы откатанных в месяц часов и от полученной выручки. Чтобы отработанных часов вышло больше, приходится часто сниматься с выходных. Особенно непросто тем, кто работает в режиме двухсменного графика: как ни крути, а часов получается меньше, потому что в день за смену откатаешь только шесть часов, хотя план — восемь, и никого не волнует, что смена такая.

План по выручке, конечно, зависит от пассажиропотока и корректируется через каждые 10 дней. Самый маленький план, около 150 билетов за смену, на 4-м маршруте, где пассажиров меньше всего. На других маршрутах может быть план 250 билетов и больше. Если план не выполнил, то можно потерять в деньгах около 2 тысяч рублей. Хотя, по словам Людмилы, за все годы работы у нее еще ни разу не было такого, чтобы она не выполнила план. Даже если в какие-то дни пассажиров мало, то в другие обязательно наверстается. Причем многое зависит от внимательности самих кондукторов. «Бывает, когда сама ездишь пассажиром, наблюдаешь, как другие работают, — рассказывает Людмила. — Видишь, пассажир сидит с деньгами, а кондуктору хоть бы что. Такой кондуктор работает по принципу день прошел, и ладно, а потом жалуется, что зарплата маленькая. Я считаю, что каждый человек на своей работе должен работать, а не отвлекаться на посторонние вещи».

Кстати, отвлекаться кондукторам запрещено должностной инструкцией: нельзя читать, разгадывать кроссворды, принимать пищу, грызть семечки и даже слушать радио. «Все внимание должно быть направлено на дверь и пассажиров, — говорит Людмила. — Отвлекшийся кондуктор не увидит, когда кого-то прижмет в закрывающихся дверях. Бывает, что пожилые люди заходят с палочками, не могут сами подняться в салон, или мамы с колясками. Я всегда им помогаю при входе и выходе, а когда народу в салоне много, прошу об этом пассажиров».

Влияет на зарплату и культура обслуживания. Если в МП «ТТ» поступают жалобы от пассажиров (а им ведется строгий учет), каждый раз приходится объяснять начальству ту или иную ситуацию. Если причина жалобы веская, могут и премии лишить. Но тут, по словам Людмилы, все зависит от самого кондуктора, ведь грубить пассажирам по инструкции не положено. Со всеми нужно быть вежливыми — не материться, не обзываться, не ругаться. Каждые три месяца даже проводят собрания, на которых сотрудникам в очередной раз напоминают, что нельзя, а что можно.

ОПРЕДЕЛИЛА НА ОЩУПЬ, ЧТО КУПЮРА ФАЛЬШИВАЯ…

По словам Людмилы, в нашем городе пассажиры в основном обязательные, сами предъявляют деньги или удостоверения. Тем не менее бдительность терять не стоит: нужно примечать, сколько примерно народу зашло в салон, кто куда присел или встал. К тому же сейчас часов пик практически не бывает, разве что с семи утра и до половины восьмого. Контроль на линиях помогает, но бывает редко: маршрутов много, а контролеров в МП «ТТ» всего двое.

Пассажиры бывают разные. Грубые и пьяные попадаются каждый день, но с ними все равно нужно быть вежливой, хотя бы потому, что такие могут и ударить. У Людмилы были случаи, когда на нее руку поднимали, водитель заступался. А однажды ее пнули в живот, хорошо хоть рядом с кондукторским местом была и далеко не отлетела. Был случай, рассказала Людмила, как одного кондуктора какой-то наркоман пырнул ножом в живот.

А однажды с помощью кондуктора поймали фальшивомонетчика: женщина сразу определила на ощупь, что купюра фальшивая, и мошенника задержали, а через этого дельца полиция накрыла и всю банду.

ПОЧЕМУ С МЕЛОЧЬЮ НАПРЯЖЕНКА

Зарплата кондуктора также зависит от того, какой у него класс. Всех принимают сразу со вторым классом, но вот перейти на первый удается не каждому. А ведь это дополнительно 2500 рублей. Сама Людмила — кондуктор первого класса, она получает на руки около 17 тысяч рублей при условии, что выполнила все планы.

Чтобы получить первый класс, нужно сдать специальный экзамен на знание техники безопасности, должностной инструкции, первой медицинской помощи, надо знать, что делать, если произошла утечка тока и т. д. Вопросов задают много, говорят, что экзаменационная комиссия может даже завалить. Перед экзаменом в обязательном порядке нужно пройти обучение: если пропустишь занятия, к экзамену не допустят. Конечно, помимо прочего, оценят и работу: наличие или отсутствие жалоб от пассажиров, выполнение планов за год — ничего не упустят.

А еще кондуктору нужно уметь быстро считать. На быстрый счет в МП «ТТ» даже конкурсы проводят.

Примечательно, что перед началом смены у кондуктора пустая сумка, разменные монеты им не выдают, хотя этот вопрос не раз ставился кондукторами на собраниях. А ведь надо чем-то сдавать сдачу пассажирам! Приходится держать рублей 500 мелочью своих денег, и тут главное — не перепутать потом их с казенными. На конечной остановке надо быстро посчитать, сколько билетов продано и какая выручка, чтобы лишних денег не затесалось, иначе потом придется писать объяснительную.

В общем, как и в любой профессии, в этой тоже есть свои подводные камни, свои трудности. И начинаешь понимать, почему порой кондукторы бывают такими нервными. Поэтому хотелось бы всем пожелать: будьте взаимовежливы!

Ирина СУВОРОВА