С героем? С космонавтом? С соседским мальчиком?

— Племянник учится в начальной школе, непоседа. Его родители часто в пример ему ставят другого мальчика — его более послушного, тихого друга. Племянник поделился, что дружить с ним больше не хочет… Психолог Центра социально-психологической помощи населению г. Йошкар-Олы Светлана Генриховна ЛЕВЕНШТЕЙН: — Хотим мы этого или не хотим, но сравнивать себя, других мы вынуждены постоянно.


СРАВНЕНИЕ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА: В КАКОМ СЛУЧАЕ ОН НАИБОЛЕЕ ПОЛЕЗЕН? ОТВЕТ НА ЭТО ДОВОЛЬНО НЕОЖИДАННЫЙ

— Племянник учится в начальной школе, непоседа. Его родители часто в пример ему ставят другого мальчика — его более послушного, тихого друга. Племянник поделился, что дружить с ним больше не хочет…

Психолог Центра социально-психологической помощи населению г. Йошкар-Олы Светлана Генриховна ЛЕВЕНШТЕЙН:

— Хотим мы этого или не хотим, но сравнивать себя, других мы вынуждены постоянно. Сравнение — один из показателей мышления, сравнивая, мы видим разницу. Также сравнение один из методов воспитания, нас с детства учат походить на кого-то, раньше всегда сравнивали с героями (разведчиками, космонавтами). Каждая мама с трепетом следит за другими малышами, правильно ли развивается ее ребенок: вовремя ли прорезываются зубки, вовремя ли начинает ходить. И если что-то не так, мама начинает волноваться, ей так хочется, чтобы ее малыш был «самый-самый», мама начинает переживать, расстраиваться, выговаривать ему, ставя в пример другого малыша в надежде на то, что ее ребенок тоже захочет стать таким же успешным.

Но так ли безобидно сравнение? Если ребенка постоянно сравнивают с кем-то (не в его пользу), он может замкнуться в себе, начинает думать, что у него все равно ничего не получится так, как у других, заранее программирует себя на неудачу и поражение. У ребенка формируется низкая самооценка, он перестает верить в свои силы и успех, теряется доверие и к родителям, ребенку кажется, что его (такого несовершенного) не за что любить. Если сравнивают с братьями или сестрами, это приводит к ревности, отчуждению детей друг от друга. Комплекс неудачника — одно из последствий такого воспитания (представьте, что будет, если жена постоянно сравнивает мужа с более успешным соседом, а муж будет хвалить жене фигуру своей коллеги?). Ребенок может протестовать и сопротивляться вашим попыткам подогнать его под стандарт, даже когда на это нет причины. Так, очевидно, произошло и в вашем случае: племянник отказался дружить с мальчиком, с которым его сравнивали.

Лучше сравнивать ребенка с самим собой (сегодня ты рисовал уже лучше, чем вчера), помочь ему увидеть и найти себя, а не подгонять к уровню окружающих. Пусть ребенок учится не ориентироваться на других, а высвобождать себя, развивать свои способности и таланты и прощать себе (а значит, и другим) ошибки. Конечно, можно и нужно указывать ребенку на его недостатки, но они не должны касаться личности ребенка, то есть колебать его самооценку, и не должны высказываться на людях. Относитесь к нему как ко взрослому человеку, которого вы уважаете.