Счастье — одно на двоих

Супруги Сокольниковы не считают себя какими-то выдающимися. И все-таки жизнь этих неординарных людей вынуждают нас не согласиться с классиком. О своем муже и о себе рассказывает Ольга Сокольникова, главный библиотекарь отдела литературы по искусству Национальной библиотеки им. С.Г. Чавайна.


ЛЕВ ТОЛСТОЙ ГОВОРИЛ, ЧТО ВСЕ СЧАСТЛИВЫЕ СЕМЬИ ПОХОЖИ ДРУГ НА ДРУГА. ТАК ЛИ ЭТО?

Супруги Сокольниковы не считают себя какими-то выдающимися. И все-таки жизнь этих неординарных людей вынуждают нас не согласиться с классиком.

О своем муже и о себе рассказывает Ольга Сокольникова, главный библиотекарь отдела литературы по искусству Национальной библиотеки им. С.Г. Чавайна.

— Ольга Александровна, расскажите о вашем муже, о его не совсем обычной судьбе.

Действительно, мой муж — замечательный человек, художник, дизайнер, фотограф. Про таких говорят: «На все руки мастер». Картину напишет, дом построит, мотор переберет. В свое время окончил Йошкар-Олинское художественное училище, хотя родился совсем не в творческой семье. Почувствовал, что он настоящий художник в Москве, на знаменитом Арбате, куда поехал вместе с другом.Его желание было понятно: очень хотелось доказать самому себе в первую очередь, что «и я в этой жизни чего-то стою». Практику получил огромную: они рисовали пастелью, углем, он даже получал приглашения на дом, чтобы писать маслом.

Затем друзей «занесло» в Грецию все с той же целью — писать картины и что-нибудь заработать. Поехали к другу, который нанялся матросом на корабль. Работали много и успешно, им с удовольствием позировали и местные, и отдыхающие, деньги не текли рекой, но жить было можно.

Однако их приметили люди из греческой мафии «русского разлива», их и сейчас много в тех краях. Стали требовать свою «долю» с заработка художников, и мужу с другом пришлось уехать из Греции.

Сейчас Валерий — дизайнер мебели, создающий эксклюзивные экземпляры, и в этом «виновата» я, его жена. Дело в том,что моя фамилия в девичестве — Столярова, мои предки все сплошь столяры да краснодеревщики, в доме моих родителей много искусной мебели, сделанной дедами и прадедами.

— А как вы пришли в свою профессию, как достигли такого уровня, что знаете практически все о живописцах разных эпох и направлений?

— Семья, в которой я родилась, не творческая, хотя, как вы уже поняли, краснодеревщик — профессия, предполагающая чувство прекрасного; невозможно сделать красивую прочную мебель, если ты не видишь красоту вокруг себя, не обладаешь, как сегодня говорят, креативностью. Так в семье деда было много детей, и все они играли на музыкальных инструментах,давали домашние концерты. У бабушки всегда перед окнами росли цветы,названия которых односельчане не знали,зато любовались неземной красотой.

Мою любовь к рисованию заметила мама, а поскольку жили мы в совсем маленьком городке, то ни музея, ни тем более галереи там не было.

Мама стала выписывать журналы, в которых всегда были репродукции знаменитых полотен известнейших художников, а я вырезала их с комментариями и делала альбомы.

После школы поступила в Казанский институт культуры на библиотечный факультет, просто побоялась я, девочка из маленького городка, подать документы на искусствоведческий. Но судьба, как говорится, вела туда, куда стремилось сердце. Уже на первом курсе Р. Юсупов — преподаватель истории КПСС — предложил вместо реферата по его предмету написать творческую работу по теме,интересной нам самим, связанной с книгами. Конечно, он немало рисковал, но мы — то, студенты, были в восторге. Тема моей работы называлась «Византийская книжная миниатюра». Без ложной скромности скажу: реферат был столь хорош, что не мог остаться незамеченным. Преподаватель искусствоведения нашего вуза М.К. Яо предложил мне выступить на Всесоюзной научной конференции,посвященной 100-летию татарского поэта Габдуллы Тукая с докладом «Габдулла Тукай в изобразительном искусстве». Он сказал: «Оля, это основа твоей будущей диссертации. Работайте!» А мне было всего 18 лет.

Думаю, неудивительно, что после окончания института я пришла на работу в отдел литературы по искусству. Сейчас большую часть времени занимает у меня деятельность в зале «Радуга». Здесь демонстрируются великолепные копии знаменитейших полотен, которые хранятся в Лувре, Прадо, Уффици, Метрополитен-музее и других крупных музеях мира. Отрадно, что в нашем городе много любителей живописи, которые хотят познакомиться с картинами, узнать историю их создания, особенности сюжета и воплощения авторского замысла. Приятно видеть знакомые лица,г орящие глаза, внимающие твоим словам.В таком случае вспоминаю Маяковского: «…и стоило жить и работать стоило».

— Вы оба увлечены своим делом, но я уверена: ваша жизнь интересна и не совсем обычна и в свободное время, на отдыхе.

Начну с того,что мой муж — авантюрист по натуре,но в хорошем смысле слова.В путешествиях у него свои собственные цели и задачи. Судите сами:о н едет в страну, чтобы познакомиться с уголками нетронутой природы, ощутить единение с ней, проникнуться «диким» духом, если хотите. Он посетил Кольский полуостров, где чуть не заблудился, в Турции сплавлялся на катамаране,В ьетнам разочаровал его плохой погодой, поэтому задуманное не было реализовано, зато было много свободного времени, и как результат — шикарный видеоматериал из тех мест, что посещают туристы, и мест, что остаются за пределами их внимания.

Его фото интересны и несколько необычны своим вниманием к мелочам, это взгляд хорошего художника.

В Таиланде мы были вместе, и у меня осталось желание еще раз посетить его острова. Мы знакомились с островами, где вы можете встретить людей, и такими, где людей практически нет. Для нас была важна нетронутая природа этих мест,их великолепный подводный мир. Каждый остров хорош по-своему, не поверите,но даже океан разнится у разных берегов.

В Малайзии огромное впечатление оставил Тиоман — океанический парк,природный заповедник, где отсутствует какая-либо инфраструктура: нет кондиционеров,горячей воды, зато много того, что сегодня называется «экологический туризм». Знаете ли вы: они добились того, что в Малайзии воду можно пить из-под крана. В заповеднике кого только не видели: морских черепах, каракатиц, мелких акул. Взяв в аренду лодку, знакомились с соседними пляжами, где не было ни одной живой души.

Поразил Куала-Лумпур-столица страны. В самом центре огромного мегаполиса расположены парки: оленей, орхидей, бабочек, птиц. Иногда ловила себя на мысли, что я в каком-то нереальном мире: на руке бабочка, рядом стоит жираф, а вдалеке виднеются небоскребы.

 Беседовала Наталья ВЕСЕЛОВСКАЯ