«Счастливей артистов, наверное, нет: Мы в куклы играем до старости лет…»

Народная артистка Марий Эл ведущая актриса Республиканского театра кукол Галина Ковалёва тепло вспоминает о тех, кто когда-то много времени и любви отдал этому театру и сейчас находится на заслуженном отдыхе. Галина Владимировна повела рассказ неспешно, с нежностью и тонким оттенком грусти. Было видно, что она скучает и любит тех, кто в театре уже не работает, что она представляет их рядом и в ее сердце живет теплота к ним.


НАРОДНАЯ АРТИСТКА МАРИЙ ЭЛ ВЕДУЩАЯ АКТРИСА РЕСПУБЛИКАНСКОГО ТЕАТРА КУКОЛ ГАЛИНА КОВАЛЕВА ТЕПЛО ВСПОМИНАЕТ О ТЕХ, КТО КОГДА-ТО МНОГО ВРЕМЕНИ И ЛЮБВИ ОТДАЛ ЭТОМУ ТЕАТРУ И СЕЙЧАС НАХОДИТСЯ НА ЗАСЛУЖЕННОМ ОТДЫХЕ

Галина Владимировна повела рассказ неспешно, с нежностью и тонким оттенком грусти. Было видно, что она скучает и любит тех, кто в театре уже не работает, что она представляет их рядом и в ее сердце живет теплота к ним.


Архивное фото коллектива Республиканского театра кукол. Кто-то из этих людей сейчас на заслуженном отдыхе, кто-то ушел из жизни
 

«Хочется рассказать обо всех, никого не забыть. Они были другие люди. Были светлые, целеустремленные, много сил и времени отдавали театру. Мы жили очень дружно. Актеры не только играли, но и помогали расписывать кукол, шить костюмы. До ночи засиживались в театре на работе и за разговорами, вместе справляли праздники, в общем, были одной большой семьей.

Работала в театре Лидия Сковородкина — бутафор, Татьяна Черкасова — швея (потом на этом месте ее дочь сменила — Нонна Спирина), Валентина Бородина. Мы, молодые, звали их тетя Лида, тетя Таня, тетя Валя. Помню, шторы вместе с тетей Таней на все гримерки шили. Цеха у нас работали с какой-то невероятной любовью и к профессии, и к людям.

Конечно, не могу не вспомнить чудесного главного художника театра кукол — Михаила Казенова. Он был не просто художник, он был мастер на все руки, к тому же самый лучший отец, который все умел. Он так любил детей, что его художественное оформление дышало этой любовью, он понимал детей, и маленький зритель не мог этого не чувствовать. Главный режиссер — Екатерина Ярденко. Человек, который фактически создал наш театр. Сильная, волевая, готовая много и плодотворно работать. Могла накричать и похвалить. Ставила прекрасные спектакли: «Варшавский набат», «Сказки дядюшки Римуса» и др. Ее пригласила в театр Раиса Уварова, в то время директор. Железная леди, лично контролировавшая в театре каждую мелочь и при этом обожавшая своих сотрудников.

А до Екатерины Ивановны Ярденко режиссером долгое время работал Игорь Емельянов, ветеран войны, у него не было ноги, но он долгое время активно работал, ставил спектакли, детально, пристально уделяя внимание мелочам. Вместе с Ярденко режиссером стал актер нашего театра Леонид Яковлев. Леня был чудесным актером, талантливейшим человеком, отучившись в ЛГИТМиКе на кукольной режиссуре. Его лиричные спектакли идут на сцене до сих пор, как, впрочем, и спектакли Екатерины Ярденко.

Виктор Голованов. Известнейший актер не только в России, но и за рубежом, работал в нашем театре режиссером. Кропотливый, внимательный, горячо переживающий за работу, он не только ставил спектакли, но и учил студентов для театра. Виктор Семенович был скромный, добрый, мягкий человек.

Сергей Прутов: удивительно точный, тонкий, сказочный художник. Сказочный, но не по творчеству, а по доброте и терпению Виктор Лаврентьев — наш звукорежиссер, Валерий Шаропин — тоже. «Домовой» нашего театра — Борис Федоссев, бывший очень долго заместителем директора по АХЧ, поэтому и «Домовой».

А как не вспомнить замечательных актеров? Нина Сурьянинова — великая наша актриса. Работала в театре с юности. Была ведущей актрисой, которой удавались все без исключения роли. Она по-матерински нежно относилась к молодым, пришедшим в театр, помогала, учила, защищала. Николай Большаков, Юрий Саввин — настоящие мужчины, друзья, наставники. Лучшие Деды Морозы! Зинаида Яковлева — актриса характерная, точная, с широким диапазоном, удивительно самокритичная и строгая к себе. Галина Илларионова — искрометная, подвижная красавица, ей бы только принцесс и играть, но она была талантлива, любая роль была ей по плечу. Алевтина Осипова — актриса сдержанная, сосредоточенная в работе, стремившаяся к максимальной проработке персонажа, и смешливая, веселая и легкая в жизни. Вера Новикова, пришедшая к нам из драматического театра, — никакого опыта с куклой, но как будто всю жизнь ее в руках держала: мастерски справлялась с ролями и даже сама ставила спектакли. Владимир Никитин — умный, интеллигентный, чрезвычайно талантливый, отдавший театру всю жизнь, обладающий прекрасным голосом, внешними данными, артист думающий, переживающий за театр, репертуар. Он всегда работал над ролью сам и помогал молодым в трудном деле освоения профессии. Людмила Янина — острохарактерная, идеально «попадающая в маску», создающая колоритные образы своих героев. Игорь Зубатенко — и Дед Мороз, и папа Карло… Фактурный, с низким голосом, он никогда не отказывался от предложенных ролей, даже если это была роль листика. Удивительно добрый и мечтательный, старающийся жить легко, с шуткой.

Хочется обо всех долго говорить, вспоминать, но, понимаю, формат не тот. Главное, чтобы помнили мы о них: и о живых, и о тех, кого уже нет. Мы помним — они живут в наших сердцах, живет история театра кукол, их любовь и доброта питают нас, поддерживают. А мы… Мы их любим и жалеем, что человеческий век недолог, что они когда-то ушли из театра — талантливые, настоящие люди».

Записала Елена БЕЛЕЦКАЯ