«Синематограф» в Цареве городе

120 лет назад в Россию пришел кинематограф, а в начале XX века с искусством кино познакомились и жители Царевококшайска.

120 лет назад в Россию пришел кинематограф, а в начале XX века с искусством кино познакомились и жители Царевококшайска.

Датой пришествия «синематографа» в Россию считается 4 мая 1896 г. Именно в этот день в Петербурге в саду «Эрмитраж» состоялся показ первых короткометражек. А уже 10 мая того же года в России состоялись первые документальные киносъемки: француз К. Серф снял торжественный въезд в Москву императорской четы.

А вот до первого художественного опыта отечественного кино дело дошло лишь 15 октября 1908 г., когда была выпущена киноиллюстрация к чрезвычайно популярной песне «Из-за острова на стрежень». Кинолента называлась «Понизовая вольница (Стенька Разин и персидская княжна)».

Вскоре после этого российский «синематограф» превратился в достаточно регулярное производство самых разнообразных фильмов – от авантюрно-приключенческих боевиков до мелодрам. В 1910 г. в России было снято 30 картин, в 1911 г. – 73, в 1914 г. – 330 и в последний год Российской империи – 500 кинолент! Всего до революции было выпущено за неполные 10 лет около 2000 фильмов.

С чудом кино познакомились и царевококшайцы. Правда, назвать точную дату, когда это произошло, сегодня не представляется возможным из-за отсутствия исторических документов. Но примечательно, что когда в «Царевококшайском земском вестнике» от 31 января 1917 г. вышло сообщение о прошедшем 31 декабря 1916 г. в здании земской управы киносеансе, то писалось об этом как о привычном, в общем-то, событии и ни в коем случае не как о сенсации нашего уездного города.

Царевококшайская земская управа находилась на Новопокровской улице (ныне ул. Советская) прямо напротив женской гимназии. В упомянутой публикации в «Царевококшайском земском вестнике» не указано, какие фильмы демонстрировались в тот предновогодний день. Но если среди них были новинки 1916 г., то можно предположить, что участники новогоднего земского праздника могли видеть фильмы Е.Ф. Бауэра «Ямщик, не гони лошадей», «Королева экрана» и «Жизнь за жизнь», фильмы Я. Протазанова «Пиковая дама», «Пляска смерти», «Мысль», «Суд Божий», наслаждаясь игрой несравненной Веры Холодной и первых красавцев российского «синема» – Ивана Мозжукина, Владимира Максимова и Витольда Полонского. Про отечественное кино, полное предельной эмоциональности, принято было говорить: «Русский фильм – это всегда за 40°, но никогда – 36,6°».

Кинематограф того времени, хотя он и был «великим немым», невозможно представить без музыки, сопровождавшей экранное действо. Игравшие на пианино таперы должны были тонко ощущать ритм и смысл происходившего на экране, а потому предполагалось у тех, кто создал музыкальное сопровождение, наличие хорошего вкуса и чуткое внимание к режиссерскому замыслу. Вдобавок ко всему этому аккомпаниаторам требовалось владеть высоким уровнем импровизации.

Вероятно также, что на царевококшайском земском празднике собравшимся показали официальную кинохронику, в которой, помимо царской семьи, были представлены эпизоды Первой мировой войны, называвшейся тогда Второй Отечественной. Вкупе с пением патриотических песен и гимна Российской империи земский праздник в Царевококшайске встречал последний год старой России.

 

Василий ВОСТРИКОВ