Сказать троллейбусу: «Привет!»

«Осторожно, двери закрываются», – слышится женский голос в динамике троллейбуса. Ого, женщина за рулем! Работа водителя троллейбуса, прямо скажем, не женская: все, что связано с управлением транспортом и перевозкой пассажиров общественное мнение отдает в руки мужчинам. Но все-таки даже в этой профессии встречаются представительницы прекрасного пола. Одна из них – Ирина Жукова.

 

«Осторожно, двери закрываются», – слышится женский голос в динамике троллейбуса. Ого, женщина за рулем! Работа водителя троллейбуса, прямо скажем, не женская: все, что связано с управлением транспортом и перевозкой пассажиров общественное мнение отдает в руки мужчинам. Но все-таки даже в этой профессии встречаются представительницы прекрасного пола. Одна из них – Ирина Жукова.

 

ЧИСТАЯ РАБОТА

День Ирины Жуковой начинается в половину четвертого утра, а через час, в то время, когда малая часть горожан еще только просыпается, она уже на рабочем месте. Здесь опаздывать нельзя, иначе как доберется рабочий до завода или студент до университета, если троллейбус не выедет на маршрут? Но раннее пробуждение Ирине Жуковой совсем не в тягость.

Ирина на МП «Троллейбусный транспорт» работает уже 33 года. Стать водителем троллейбуса мечтала с детства. Родители удивлялись такому странному желанию и, конечно, были против, мол, не девичье это дело и вообще нужно учиться. Откуда такая мечта взялась у простой звениговской девчонки, которая видела троллейбусы только в журналах и даже в Йошкар-Оле до этого не была, Ирина уже и не помнит. В отличие от современных прагматичных барышень, которые выбирают работу по уровню престижа и заработной платы, Ирина влюбилась в романтику дорог. Профессию водителя троллейбуса и сейчас можно назвать редкой, в нашем городе всего около 300 человек управляют ими, а раньше, когда троллейбусов было не так много, эта профессия так и вообще считалась экзотической. В итоге родители поворчали-поворчали, но дали свое согласие, а отец добавил: «Ладно, иди, это чистая работа».

После окончания школы еще совсем юная Ирина приехала в Йошкар-Олу и поступила в техническое училище № 3, где в ту пору и учили на водителей троллейбуса. Обучение шло полгода, так что на момент окончания курсов Ирине не было еще и 18 лет. Поскольку несовершеннолетним права не выдают, новоиспеченному водителю в юбке пришлось один месяц поработать кондуктором.

С тех пор прошло немало лет, но Ирина по-прежнему помнит свой первый самостоятельный выезд. Представьте себе такую картину: хрупкая девушка, только что отметившая 18-летие, румяная от волнения, садится на руль большого, неповоротливого троллейбуса. После окончания курсов ее определили на 3-й маршрут, путь которого пролегал от вокзала до Девятого микрорайона. Первое время для Ирины было самым тяжелым, она плакала, ругала себя и обещала, что обязательно уйдет с работы, как только отработает два положенных по договору года, а потом привыкла.

Через два года она познакомилась с будущим мужем. Как-то с подругами она отправилась в кафе, чтобы отдохнуть от работы. Там же отдыхал и он со своей компанией, так и завязалось знакомство. А через некоторое время Ирина узнала, что молодой человек работает… водителем троллейбуса. Они оба удивлялись и смеялись, как за несколько лет работы на одном предприятии ни разу не встретились друг с другом.

С той поры они всегда вместе: и на работе, и дома, а сейчас даже трудятся на одном маршруте – 10-м. А вообще, кроме этих двух маршрутов, Ирина ездила еще по 5-му и 8-му. Но самым любимым и родным Ирина называет свой 10-й маршрут, здесь она работает уже 22 года! За годы работы она так привыкла к своему троллейбусу, что относится к нему, как к другу. «Каждый день говорю троллейбусу: «Привет!» — рассказывает Ирина. – Вместе со сменщиком вожу троллейбус на ремонт».

 

БЫЛИ ВСЯКИЕ ДЕЛА

Водители троллейбусов выходят на заслуженный отдых на пять лет раньше, поэтому сейчас Ирина Жукова уже на пенсии, но продолжает работать. Но, глядя на эту красивую, цветущую женщину, даже не подумаешь, что она отметила золотой юбилей. Еще удивительнее, как за годы работы на такой непростой стрессовой работы, когда попадаются хамы, хулиганы и нетрезвые пассажиры, она не разучилась улыбаться. Ну и конечно, за годы работы ей пришлось повидать и испытать всякое.

Как-то на работе Ирину очень сильно ударило током. Случилось это довольно давно, когда такого серьезного, как сейчас, контроля не было. Во время движения у троллейбуса упала штанга, или, по-простому, один из «рогов». Ирина, еще молодая и беззаботная, отправилась ставить штангу на место, но не взяла с собой перчатки. «И током меня как дало! Я отцепиться не могу от этой штанги», – вспоминает Ирина. Тогда Ирина еще водила машину по 8-му маршруту, и поломка случилась около стадиона «Дружба». Она, видимо, так дико закричала, что было слышно в МП «ТТ», и штатный слесарь, услышав этот крик, бросил все и прибежал к стадиону. В память о том случае на ладонях Ирины остались следы, и, получив один жестокий урок, она запомнила его надолго.

Случилась у нее и авария, и хотя произошла она не по вине Ирины, но все-таки было неприятно. «Все происшествия, которые так или иначе связаны с людьми, очень тяжело переживаешь, – говорит Ирина. – Главное, чтобы ничего с пассажирами не случилось».

Но самое неприятное – пьяные и агрессивные люди в салоне троллейбуса. Такие за время работы встречались не раз. Ирина приводит пример: «Однажды в троллейбусе ехал пьяный пассажир, по его разговору можно было понять, что он недавно освободился из заключения. Мужчина не только не оплачивал проезд, но и вдобавок буянил, угрожал и оскорблял. Нам с кондуктором стало обидно, я закрыла двери, чтобы не выпускать его, и вызвала милицию. Мужчина начал пугать, что сейчас плюнет нам в лицо и заразит туберкулезом. Ну, я была очень рассержена и сказала, что от таких, как он, у нас есть прививка. Мы не выпускали его, пока не приехал наряд милиции».

Страдал троллейбус Ирины и от хулиганов, которые разбили стекло. Виновников искали, но, к сожалению, не нашли. Были «зайцы», куда уж без них. Правда, с ними вопрос всегда решался мирно.

Ирине Жуковой, как и любому водителю троллейбуса, приходится самостоятельно устранять все мелкие поломки. Часто Ирине доводилось ремонтировать двери. На ее троллейбусе установлены пневмодвери, то есть воздушные. Иногда с них выскальзывает трубочка с воздухом, и двери не открываются, поэтому Ирине приходится срочно в спешке исправлять поломку. Такие неожиданные поломки заставляют Ирину понервничать. «Времени нет, через 5 минут на остановку подъедет уже следующий троллейбус. И вот ты стараешься побыстрее поставить трубку на место, воздух выходит и шипит, руки дрожат, пассажиры все смотрят, что ты делаешь», – вспоминает она.

В апреле Ирина работает по графику «2 через 2» по 12 часов в сутки – это тоже своего рода испытание. Еще есть график в две смены по 8 часов в день. Сейчас свободного времени у нее немного, но когда появляется лишняя минутка, она снова займется любимыми увлечениями. На этот случай даже подготовлена программа-минимум. Во-первых, это сад – терапия от всей агрессии и негатива на дорогах, который выливается на водителей в течение дня. Во-вторых, весенние прогулки по бульвару Победы. В-третьих, театр. «Только так, – делится Ирина Жукова, – можно привести в порядок душевное равновесие, забыть обиды на грубиянов и прийти на работу с новыми силами».

 

Надежда КРАСНОВА