«Солдатики» вне конкуренции

В русской драме прошел 10-й международный фестиваль «Мост дружбы». Практически все награды ушли в Академический русский театр драмы им. Г. Константинова, который представлял на фестивале спектакль по пьесе башкирского драматурга В. Жеребцова «Солдатики».


В РУССКОЙ ДРАМЕ ПРОШЕЛ 10-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «МОСТ ДРУЖБЫ»

Практически все награды ушли в Академический русский театр драмы им. Г. Константинова, который представлял на фестивале спектакль по пьесе башкирского драматурга В. Жеребцова «Солдатики».

Этот спектакль действительно оказался вне конкуренции. Жюри была оценена и режиссерская работа А. Сучкова (Нижний Новгород), и актерский ансамбль (каждый из артистов получил по награде), и сценография, и музыкальное решение — в общем, здесь все сошлось в единое целое. Все члены жюри, именитые театральные критики, видевшие не одну постановку этой пьесы, отложили свои ручки и блокноты и были поглощены тем, что происходит на сцене, и… плакали. А куда же без этого? Героям невозможно не сочувствовать, ведь актеры не играли свои роли, они их буквально проживали на сцене в непосредственной близости от зрителей (спектакль камерный), и потому было бы легко заметить малейшую фальшь, но этого не было. Выбор между отказом от веры и предательством друга, развитие личности одного из главных героев, постепенно, мучительно перерождающегося из обыкновенного запутавшегося быдла в Человека — достойного, понимающего, что и он имеет в этой жизни ценность: ощущение, что смотришь не спектакль, а как будто украдкой, затаив дыхание, подсматриваешь за жизнью солдатиков в реальной части где-то в степях Казахстана.

Спектакль оказался вне конкуренции еще и потому, что у него и правда не было конкурентов — в прямом смысле. Почему-то в этом году большинство театров привезли на фестиваль совсем не фестивальные спектакли, которые являются достижением театра, а обычные, рядовые. Этим юбилейный фестиваль отличался от предыдущих. Отметило этот прискорбный факт и жюри. «На этом фестивале произошло падение планки критериев отбора, — подчеркнула Людмила Остропольская, помощник художественного руководителя по литературной части Театра им. Е. Вахтангова, уже много лет председательствующая в жюри. — При том, что если взять репертуарную афишу, то она вполне приемлема: здесь и Гоголь, и Булгаков, и Пушкин. Мне кажется, это связано с падением в последнее время режиссерского уровня и несовершенством современной драматургии».

Кстати, по поводу современной драматургии. Оказалось, что жюри очень прохладно относится к известному современному драматургу Николаю Коляде, пьесы которого пользуются успехом во всех театрах страны. Графоманом назвали его критики на обсуждении спектакля «Большая советская энциклопедия» Бугульминского театра драмы. Спектакль не был оценен жюри, хотя понравился многим зрителям. Только Наталия Бородина, исполнявшая роль Веры, приглянулась критикам. Она получила диплом за лучшую женскую роль.

К сожалению, обещанных ночных театральных призраков на фестивале не было: Саранский драмтеатр поменял заявленные спектакли «Дядюшкин сон» и «Актерская гримерная» на другие. Это было связано с трагическими обстоятельствами в семье одной из ведущих актрис театра, занятой в обоих спектаклях. В результате вместо Ф. Достоевского был Г. Фигейредо и его «Эзоп» («Лисица и виноград»), а ночью показали милый детский спектакль про пингвинов «У ковчега в восемь».

Зато зрителей порадовали гости фестиваля. Театр на Покровке со своим спектаклем «О вреде табака…» собрал полный зал, даже пришлось поставить дополнительные стулья. Удивил польский театр, представивший музыкальную фантазию по мотивам С. Виткевича «Мать Дюбала Вахазара» — всего два актера, и их совершенно потрясающее существование на сцене и общение со зрителями (вот где настоящий Виткевич и театр абсурда!), и даже без перевода и знания польского языка становилось понятно, что происходит. Правда, немного обескуражил московский театр «Школа драматического искусства», показавший музыкально-пластический спектакль «Мцыри» по Лермонтову, здесь были соединены и танец, и пение, и боевые искусства, не хватало разве что понятного звучания текста.

Ирина СУВОРОВА