Новости

Сотрудницы архивного отдела Йошкар-Олинской администрации поделились секретами и сложностями своего дела

Рассказать о работе трех прекрасных дам, трудящихся в городском архиве, сегодня у нас два повода: Международный женский день, и их профессиональный праздник – 10 марта в России ежегодно отмечается День архивов. В этом году празднуется и 100-летие республиканской архивной службы. Секретами и сложностями своего дела поделилась Наталья Киселева, руководитель столичного архива.

Основы архивного дела на государственном уровне в России были заложены Петром I Великим в «Генеральном регламенте или Уставе» 1720 года, вводились должности актураиуса (архивариуса), вменялось: «письма прилежно собирать, оным реестры чинить, листы перемечивать …».

Отмечают свой праздник и муниципальные архивисты города Йошкар-Олы. В этом году архивному отделу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» исполняется четверть века. За это время был сформирован архивный фонд объемом более 50 тысяч дел за почти столетний период, с 1925 года. Ежегодно в муниципальный архив поступает до двух тысяч дел. Главная обязанность архивистов – обеспечить сохранность документов, их учет и использование.

В архивном отделе столичной администрации трудятся три специалиста: Наталья Александровна Киселева, начальник отдела, Анна Викторовна Мороз, консультант, и главный специалист Людмила Викторовна Смирнова. Сотрудники отдела занимаются формированием Архивного фонда Российской Федерации документами органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, предприятий города Йошкар-Олы, сегодня – это 99 архивных фондов и коллекций документов. Абсолютное большинство отнесены к Архивному фонду РФ и имеют вечный срок хранения: управленческая документация, фонды личного происхождения, фотодокументы. Муниципальные архивисты принимают на хранение и документы по личному составу ликвидированных муниципальных учреждений и предприятий, сохранить которые необходимо в течение 75-50 лет. Эти документы позволят горожанам оформить пенсии, социальные пособия и другие льготы и выплаты.

Одна из важных задач архивистов – оперативный поиск и предоставление информации. Работники архивного отдела идут в ногу со временем, предоставляя множество способов получения архивных документов. Помимо привычного личного приема, почтового отправления, МФЦ, предоставление муниципальной услуги «Выдача архивных справок, копий, выписок из документов» переведено в электронный вид. Обратиться в архивный отдел можно через официальный сайт и электронную почту администрации города, через личный кабинет Единого портала государственных и муниципальных услуг. Кроме того, обеспечено межведомственное электронное взаимодействие с органами власти и управления, в том числе по защищенному каналу связи с Пенсионным фондом, что, безусловно, ускоряет процесс получения информации, способствует более оперативному решению различных вопросов.

Минувший год показал, что, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию и ограничения, связанные с COVID-19, документы муниципального архива остались активно востребованными. В 2021 году архивистами рассмотрено 2414 запросов физических и юридических лиц, выдано более двух тысяч архивных справок, копий, выписок из документов. Больше всего пользуются спросом решения и распоряжения Йошкар-Олинского горисполкома, постановления и распоряжения мэра города, решения городского Собрания депутатов по широкому кругу вопросов. География запросов информации из архива обширна: от нашей республики до всей России и даже ближнего и дальнего зарубежья.

Работа архивистов незаметна сама по себе и мало кто представляет, что часто в поиски необходимой информации, единственного упоминания о каком-либо событии, факте, архивистами вложено немало труда. Упорство, знания и навыки, необходимые в поиске документов, искреннее желание найти требуемый документ – это профессиональные качества наших архивистов, их профессиональный кодекс этики.

Напомним, ранее мы писали о том, что организационно-культурному центру Йошкар-Олы исполнилось 30 лет. А также мы сообщали, что в семеновской средней школе ребята из телестудии «ПозиТиВ» сняли 17 видеороликов. Кроме того, «Й» рассказывала, что диспетчер лифтовой службы Йошкар-Олы Татьяна Платова рассказала об особенностях своей профессии.

Фото и видео Виктора Шевелева.