ОБЩЕСТВО

Специалисты центра доверие в Йошкар-Оле: как помочь ребенку, который не хочет учиться и начал грубить

Ребенок стал грубить, не хочет учиться, попал в дурную компанию … Многим родителям такая ситуация знакома. Почему это вдруг случилось и как теперь помочь детям? Некоторые вовремя опомнятся и предпримут все шаги, чтобы избежать серьезных последствий, а вот другим бывает нужна помощь извне.

Помочь йошкар-олинским подросткам в социализации был призван социальный проект «Шаг вперед» Республиканского центра психолого-педагогической и социальной помощи населению «Доверие», в котором участвовали не только специалисты центра, но и других заинтересованных организаций, работающих с подростками, добровольцы. Проект направлен на решение важнейшей проблемы – помощи подросткам, оказавшимся в непростой ситуации из-за того, что окружающие перестают их понимать и принимать такими, какие они есть.

Ольга Завойских, директор центра:

– Благодаря Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2019-2020 годах стала возможной реализация проекта «Шаг вперед». В проекте приняли участие 108 несовершеннолетних 10-18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, 140 взрослых. Были разработаны и внедрены три инновационные технологии: наставничество, формирование жизненных навыков, медиация. 70% семей отметили улучшение ситуации в результате участия в проекте, 50% несовершеннолетних проекта сняты с разного вида учетов. Создан и продолжает свою работу детско-подростковый клуб «Шаг вперед».

 

Евгений Журавлев, специалист по социальной работе:

– Проект «Шаг вперед» был очень интересен, почему и взялись за него с энтузиазмом. Идея взята из советского прошлого. В то время наставничество имело большое значение. Трудных подростков брали на поруки люди, состоявшиеся в жизни, – передовики заводов, предприятий – и вели их некоторое время по жизни. Поэтому повторить и применить опыт в нашей действительности оказалось довольно интересно.

Наставники – это не родители, это те, кто рядом, кто всегда может выслушать, посочувствовать, примет таким, какой ты есть. Для подростка важно быть выслушанным. Почему подросток оказывается на улице? Потому что он дома не услышан. Им много не надо, им надо, чтобы их услышали. Когда их слышат, они меняются. Это очень важно.

Сомнения, безусловно, были. Работал с каждым из наставников, с каждым встречался. Это заняло много времени, но это того стоило. И когда происходил отбор, стало понятно, что кто-то уже готовый наставник, кого-то нужно немного научить, а кому-то были нужны самому наставники. Когда запустили проект, интересно было наблюдать за изменениями наставляемых после общения с наставниками. Часто происходило так, что сами наставники даже не совсем видели эти изменения, возникало много вопросов о том, как их найти. И просто радовались, когда наставники и наставляемые начинали чувствовать друг друга, происходила так называемая «химия», которой мы очень и очень ждали.

В ходе проекта для меня оказалось неожиданным то, что много людей захотели поучаствовать в нем не за финансовое вознаграждение, а просто, чтобы помочь обычным мальчишкам и девчонкам выйти из трудной жизненной ситуации. Было приятно осознавать, что после нашего общения у подростков поднималась успеваемость. К примеру, девчонки, которые оставались на второй год в школе, потом заканчивали учебный год «ударницами». До сих пор мы продолжаем общаться со многими участниками проекта.

Вообще, как у каждого проекта, были и подводные камни. Многое не удалось реализовать из-за пандемии, потому как практически все мероприятия нацелены были на живое общение.

 

Аделия, участница проекта:

– В итоге проект дал мне уверенность в себе, помог в реализации самой себя. У меня появились новые увлечения, стала активно участвовать в различных мероприятиях. На протяжении этого времени получала только положительные эмоции. Проект завершен. Немного даже грустно. Могу только по-доброму говорить и рассказывать о всех его участниках.

 

Алсу, наставник:

– Каждому ребенку нужен эмоционально близкий человек, он нуждается во внимании, заботе взрослого, хочет дружить с ним, хочет, чтобы у него был старший товарищ, которому он может довериться. Во время проекта было много наставнических встреч. Со своей наставляемой Софией мы могли общаться часами, несмотря на то, что девочка довольно скромная. У меня как у наставника после проекта появилось чувство полного удовлетворения, поскольку с Софией добились поставленных целей. Она стала открытой, задорной, общительной. Это и есть большая радость для наставника.

 

Дарья, куратор:

– Для меня проект «Шаг вперед» стал стартом для профессиональной деятельности – работала в технологии наставнического сопровождения. Эту технологию практиковала как куратор, который контролирует деятельность проекта и тандем наставника и наставляемого. Работать с наставниками было непросто, потому как наставники оказывались старше меня и порой не воспринимали. С ребятами приходилось проще, поскольку разница в возрасте была небольшая. Приятно было видеть результат своей работы в проекте, когда от совместной работы подростки положительно менялись. Хочется, чтобы проект и дальше продолжал свою работу не только у нас, но и в других городах, чтобы подключались к нему и подростки, и взрослые.

 

Анна Ларкина, заместитель директора Центра «Доверие»:

– Было создано 40 пар – наставники и наставляемые. Одна из задач проекта – сформировать позитивный интерес у ребят и уметь организовывать и проводить свой досуг. Мероприятия, акции, встречи проводились для того, чтобы ребята смогли отработать свои коммуникативные навыки, умение разрешать конфликты и контролировать свои эмоции, учились целеполаганию.

А что значит для подростка уметь общаться, адекватно оценивать себя, критически мыслить? Это возможность быть услышанным, понятым, умение анализировать свои поступки, принимать решения, пусть даже незначительные, и нести за них ответственность, осознавать свои слабые и сильные стороны, принимать себя таким, какой ты есть.

Многие подростки, к сожалению, не могут опереться на своих родителей, поэтому освоение жизненных навыков им позволяет найти опору в себе.

 

Елена Загайнова, психолог:

– В проекте использовалась медиация как способ урегулирования конфликтов. Ею были охвачены 35 семей с признаками конфликтных ситуаций. Каждой из сторон предлагалось рассказать, как видят произошедшее событие. Помогали выговориться, рассказать о наболевшем, проанализировать ситуацию, понять, почему так действовал, осознать последствия ситуации для себя и своих близких, найти выходы из создавшейся ситуации, принять ответственность за изменение ситуации, чтобы в будущем подобное больше не повторялось, а также понять чувства и состояние свое и своих родных.

 

Фото предоставлены респондентами, главное изображение Wokandapix с сайта Pixabay.