Справедливый финал «громкого дела»

Уголовные дела в отношении мэра Йошкар-Олы закрыты.
Год назад, в феврале 2014-го, заголовки строк местных и федеральных СМИ пестрели растиражированными новостями, размещенными на сайте Прокуратуры Республики Марий Эл. Речь шла о возбуждении в отношении Павла Вячеславовича Плотникова, занимавшего должность первого заместителя мэра города


УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА В ОТНОШЕНИИ МЭРА ЙОШКАР-ОЛЫ ЗАКРЫТЫ

Год назад, в феврале 2014-го, заголовки строк местных и федеральных СМИ пестрели растиражированными новостями, размещенными на сайте Прокуратуры Республики Марий Эл.

Речь шла о возбуждении в отношении Павла Вячеславовича Плотникова, занимавшего должность первого заместителя мэра города, председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Йошкар-Олы, сначала одного, а затем и второго уголовного дела. По мнению следствия, городская казна из-за действий П.В. Плотникова недосчиталась в общей сложности 380 миллионов рублей.

Напомним, что, будучи председателем КУМИ г. Йошкар-Олы, П.В. Плотников распорядился передать городские дороги протяженностью почти 230 км в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия «Город». При этом содержание дорог осуществлялось за счет субсидий из бюджета столицы Марий Эл. С марта 2009 по 2013 год на их содержание было, как считали следователи, незаконно перечислено свыше 361 млн руб. По данному факту первому заместителю мэра инкриминировалось превышение должностных полномочий, повлекших тяжкие последствия (часть 3 статья 286 УК РФ).

Второе дело было возбуждено спустя два дня по статье о злоупотреблении должностными полномочиями с причинением тяжких последствий (часть 3 статья 285 УК РФ). В этом случае следователи посчитали незаконной передачу тому же МУП «Город» трех нежилых помещений общей площадью 650 кв. м, которые затем муниципальное предприятие реализовало с открытых торгов физическим лицам. П.В. Плотникову инкриминировалось причинение ущерба на сумму свыше 21 млн руб.

Оба дела возбуждены по результатам проверки прокуратуры Йошкар-Олы, а также в связи с принятием 13.01.2014 Управлением Федеральной антимонопольной службы по РМЭ решения о признании действий КУМИ г. Йошкар-Олы и администрации по передаче автомобильных дорог в хозяйственное ведение МУП «Город» и выделении субсидий на содержание объектов благоустройства нарушающими Закон «О защите конкуренции». Раскрывая детали уголовного дела, антимонопольная служба поясняла, что «предоставление субсидий конкретному хозяйствующему субъекту в качестве возмещения затрат за выполнение работ для муниципальных нужд в обход конкурентных процедур ставит его в преимущественное положение по сравнению с иными лицами, действующими на соответствующем рынке» (см. http://pg12.ru/news/view/64248).

Несколько месяцев новость не сходила с первых полос печатных СМИ и значилась в топе рейтинговых новостей интернет-изданий. Не обсуждал и не давал комментарии новости, казалось, только ленивый. Но если обывателю в путаной информации о причинах возбуждения дела было непросто разобраться, куда же делись деньги из бюджета, какие законы были нарушены и кто за это должен отвечать, то специалисты задавались вопросом: почему прокуратура, которой было известно о передаче дорог и выделении субсидий с момента передачи в 2009 году, возбудила уголовное дело спустя 5 лет? Каким образом передача муниципального имущества муниципальному предприятию в ограниченное пользование могла повлечь причинение ущерба бюджету?

 Сразу же после возбуждения уголовных дел, о котором П.В. Плотников узнал из средств массовой информации, как и все остальные, первый заместитель мэра выступил с публичным опровержением предъявленных ему обвинений и пояснил, что все решения принимались им в пределах компетенции, не противоречили закону. Дороги были переданы не какому-то частному предприятию или аффилированной компании, а городскому предприятию, имеющему ресурсы для выполнения необходимых работ для обеспечения их содержания в условиях дефицитности городского бюджета и банкротства предприятия «Йошкар-Оладорстрой», ранее выполнявшего аналогичные работы по ремонту и уборке улично-дорожной сети. Продажа помещений также осуществлялась в соответствии с федеральным законодательством: с публичных торгов, открыто и по рекордно высокой цене для продажи муниципального имущества. Деньги от реализации данного имущества направлены предприятием на приобретение специализированной техники для уборки дорог города.

Также первый заместитель мэра публично заявил, что готов нести ответственность за свои действия, и сообщил, что «если это дело будет рассматриваться в суде, все станет понятно горожанам, прокуратуре, следственному комитету. Если виноват — отвечу».

Первым законность действий П.В. Плотникова своим официальным решением подтвердило Собрание депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола», признав на сессии 12 марта 2014 г. решение о передаче помещений в хозяйственное ведение МУП «Город» своевременным, решения о даче согласия на продажу — необходимыми и целесообразными.

Далее решением Арбитражного суда РМЭ от 30 апреля 2014 г. решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по РМЭ от 13 января 2014 г., вынесенные по заявлению прокуратуры города и послужившие основанием для возбуждения уголовного дел,а признаны недействительными как не соответствующие положениям Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Правомерность позиции Арбитражного суда первой инстанции в последующем была подтверждена постановлением Первого Арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2014 г., постановлением Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 декабря 2014 г.

Но даже после вступления в законную силу 28 июля 2014 г. решения суда, фактически признавшего необоснованными все доводы прокуратуры города о незаконности передачи дорог, следствие еще на протяжении практически полугода не спешило принимать решение о прекращении уголовного преследования в отношении первого заместителя мэра города.

29 декабря 2014 г. Следственное управление по Республике Марий Эл направило уведомление в адрес П.В. Плотникова о прекращении возбужденных в отношении него уголовных дел. Постановления практически дословно повторяют доводы П.В. Плотникова, приведенные им незамедлительно, сразу после получения известия о возбуждении уголовных дел, в подтверждение правомерности своих действий. Следователь отмечает, что «действовавшая модель финансирования деятельности никоим образом не ограничивала конкуренцию, то есть не противоречила федеральному законодательству». Следствие также пришло к выводу об отсутствии каких-либо сведений о неправомерном расходовании денежных средств, направленных в качестве субсидий в МУП «Город». Постановлением особо подчеркнуто, что «имущество было реализовано по цене 21 641 200 руб., то есть по цене, превышающей установленную в ходе судебных экспертиз как рыночную. Указанные обстоятельства, по мнению следствия, также подтверждают, что принятые первым заместителем мэра решения позволили максимально эффективно использовать данные объекты недвижимости».

Информация о прекращении уголовного дела, в отличие от решения о его возбуждении, прокуратурой города широко не афишировалась, и мы обратились к Павлу Вячеславовичу за комментариями.

П.В. Плотников, занимающий в настоящее время должность мэра г. Йошкар-Олы, пояснил:

«Уведомление получено мной на почте лишь 20 января 2015 года. В законности своих действий я не сомневался: ни в тот момент, когда принимал решения, ни когда мне были предъявлены обвинения, поскольку это были ложные обвинения. Я действительно испытывал жесткое давление со стороны правоохранительных органов, мое имя «ославили» на всех федеральных каналах и СМИ как «преступника» и «казнокрада». Действия и решения, принятые мной как председателем комитета по управлению имуществом города, были предметом более чем двухмесячной проверки специально созданной комиссии из сотрудников республиканской и городской прокуратуры. Проверка не выявила нарушений. Более того, практически сразу после возбуждения дела всем, в том числе и следователям, ведущим эти дела, стало ясно, что перспектив у предъявленных обвинений нет, так как все доводы, положенные в основание уголовного дела, надуманные.

Фактически мне не оставалось ничего, кроме как доказывать правоту своих действий: депутатам, антимонопольной службе, суду, следователям. Я стремился к тому, чтобы следствие по делу проходило гласно, публично, и максимально взвешенно и доходчиво старался донести свою позицию и те доводы, которыми я руководствовался, публикуя их в СМИ.

Главной моей целью было и остается обеспечение содержания улично-дорожной сети. Я принял эту отрасль, от которой все открещивались, в тот момент, когда единственное муниципальное предприятие, способное обеспечить выполнение дорожных работ, находилось на грани банкротства, парк дорожной техники представлял собой несколько тракторов 90-х годов выпуска, которые ломались, не успев выйти на линию, когда на содержание и ремонт дорог в бюджете закладывалось 39 млн руб. в год ( то есть порядка 100 000 рублей в сутки), а на период снегопадов в городе вводился режим ЧС. У меня был выбор: ничего не делать, ссылаясь на отсутствие денег в бюджете и на наличие других городских проблем и вопросов, ждать, когда региональный или федеральный бюджет выделят деньги на ремонт и содержание дорог, купят нам технику, либо решать проблему городских дорог и поднимать муниципальное предприятие самостоятельно, не дожидаясь, когда покрытие дорог окончательно придет в негодность. Да, мне пришлось принимать ответственные решения: решения об укреплении материально-технической базы МУП «Город», приобретении техники, продаже неликвидного для города имущества и добиваться, чтобы отрасль финансировалась не по остаточному принципу.

Суд подтвердил законность моих действий, но в большей степени их правильность подтверждается тем, что нам удалось переломить негативную динамику в отрасли дорожного хозяйства. С помощью бюджетных и небюджетных средств была приобретена новая современная дорожная, снегоуборочная техника, асфальто-бетонный завод. Качество уборки улично-дорожной сети города улучшается: горожане и контролирующие службы отмечают, что, возможно, впервые за долгие годы очистка проезжей части от снежных масс осуществляется по нормативу, до бордюра, не допуская сужения, и в максимально короткие сроки. Претензии со стороны ГИБДД к содержанию дорог практически отсутствуют. Качество работы МУП «Город» отмечается и людьми, приезжающими в наш город и сравнивающими состояние дорог Йошкар-Олы с тем, как дела обстоят у них, в частности комиссией из Пензенской области, побывавшей в столице республики на минувшей неделе. Да, у нас есть еще много вопросов, которые нам предстоит решить и в области автомобильных дорог, и в сфере ЖКХ вообще, но на сегодняшний день нами заложен прочный фундамент, который дает возможность надеяться, что постепенно мы их решим полностью.

По этому считаю, что самое главное — это работать во благо города и горожан, заниматься настоящим делом, а не создавать видимость работы, как в моем случае создавали на протяжении года правоохранительные органы.

Что касается прекращения уголовного дела, то одновременно постановлением за мной признано право на реабилитацию и возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием. На сегодняшний день, несмотря на достаточный срок с момента принятия решения, публичных извинений в связи с незаконными обвинениями мне не принесено. Более того, сведения о прекращении дела прокуратурой в средствах массовой информации не распространяются.

Поэтому считаю необходимым поставить точку в этом деле, предоставив широкой общественности официальные документы о прекращении уголовных дел».

Материал подготовлен пресс-службой администрации Йошкар-Олы