Станиславский сказал бы: «Верю!»

Будним сентябрьским вечером в одном из помещений Театра им. Шкетана собрались молодые люди… Здесь и программист, и художник, и студенты, и даже домохозяйка, и еще много представителей самых разных занятий и профессий. Казалось бы, что может объединить и собрать вместе такую разношерстную публику? Все очень просто и одновременно загадочно, потому что эти люди решили попробовать себя в новой профессии: прикоснуться к искусству перевоплощения, получить уроки актерского мастерства.

Будним сентябрьским вечером в одном из помещений Театра им. Шкетана собрались молодые люди… Здесь и программист, и художник, и студенты, и даже домохозяйка, и еще много представителей самых разных занятий и профессий. Казалось бы, что может объединить и собрать вместе такую разношерстную публику? Все очень просто и одновременно загадочно, потому что эти люди решили попробовать себя в новой профессии: прикоснуться к искусству перевоплощения, получить уроки актерского мастерства.

 

Так месяц назад в нашем городе открылась театральная студия «Верю». Это «художественно-документальный, камерный, психологический театр для любителей» – именно так его определяет создатель и один из преподавателей студии Роман Буссе. Мы встретились после занятия и побеседовали об этом необычном для Йошкар-Олы проекте и о творчестве в целом.

 

Роман, расскажите о себе.

– Мне 25 лет, с 19 лет я жил и работал в Москве. Успел попробовать себя во многих профессиях: работал в продажах, был аниматором, директором собственного небольшого агентства по организации праздников, учился на актерских курсах школы-студии МХАТ. Уже в Йошкар-Оле успел поработать актером Театра кукол, диджеем на радио и телеведущим.

 

Сколько лет вы занимайтесь театром и с чем связан выбор именно этого вида искусства?

– В общей сложности я занимаюсь сценой 7 лет. Желание посвятить себя театру появилось с детства, мне просто хотелось выступать и нравилось это. В 4 года я красил щеки маминой помадой и выступал перед родными, а потом брал магнитофон и записывал на кассету свои пародии на телепрограммы, пародировал даже Дмитрия Нагиева. Мне за эти сцены было очень стыдно, я краснел, а все смеялись. Ну а первое, самое сильное выступление, которое перевернуло мой мир, состоялось в «Волгатехе»: я играл в КВН от факультета информационных технологий, показывал миниатюры.

 

Как вы думаете, почему эта ниша любительский театр в нашем городе не занята?

– Потому что театр сам по себе дело невыгодное, не приносит никакого дохода ни спонсорам, ни владельцам, заработать на этом, как правило, невозможно.

 

А что касается театральных студий?

– Это немножко разные вещи. Я как раз хочу их соединить: любительский театр и курсы актерского мастерства. На данный момент театральных студий для взрослых у нас нет, потому что город слишком маленький – это основная причина. Многие пытались открывать подобные вещи, но все это очень быстро пропадало, потому что люди ничего на этом не зарабатывали.

 

Получается, что вы энтузиаст?

– Мне интересно заниматься с молодыми людьми, раскрывать их возможности, показывать им, что есть театр, где главное не научиться играть какую-то роль, а попробовать стать на сцене самим собой и чувствовать себя комфортно. Кроме того, для меня важно получить режиссерский опыт. Пока я себя осознаю как режиссер-любитель, не считаю себя профессионалом, потому что не имею квалифицированной режиссерской школы. Также здесь я хочу получить опыт, который когда-то не добрал, работая актером. И самое главное, театр – это дело моей жизни.

 

А что театр может дать обычному человеку?

– Есть замечательные слова известного режиссера Питера Брука о том, что театр ни в коем случае не просвещает людей, не учит их чему-то хорошему, а всего лишь дает повод задуматься, что что-то в этой жизни не так. Даже если зрителя до глубины души потрясает какая-то сцена, он выходит из театра не изменившийся, а лишь немного эмоционально задетый.

При этом зритель, какой бы он ни был, подкованный или нет, всегда чувствует фальшь. Поэтому я советую всем, кто ходит в театр и кому там становится скучно, верить этому ощущению. Если скучно – уходите, в настоящем театре вы этого не почувствуете, даже если никогда до этого не были на спектакле.

 

Стать актером может каждый или это дар свыше?

– Каждый. Если у него есть к этому желание. Это, прежде всего, желание измениться и начать слушать себя, делать упражнения, быть усидчивым. Есть такое понятие: 10 тысяч часов – это 7 лет. Так вот, за 7 лет можно стать профессионалом практически в любом деле, точнее, выйти на начальную стадию профессионализма. Всего лишь надо заниматься каждый день в течение этого срока.

 

А чему можно научиться в театральной студии «Верю»?

         – Можно будет почувствовать и услышать себя, начать разговаривать и действовать на сцене, познакомиться с новыми интересными людьми, научиться нести мысль от начала действия и до конца и быть собой в предлагаемых обстоятельствах, или, как сказал Пушкин, «истина страстей в предлагаемых обстоятельствах». Мы не сможем стать на сцене другими людьми, самое сложное – это перестать играть и стать собой. Что же касается программы курса, то будет три дисциплины: сценическое движение, сценическая речь и мастерство актера, ну и, конечно, выступления. В планах также записывать участников студии на видео и показать им, как они изменились за период занятий.

 

Как могут повлиять занятия театром на повседневную жизнь?

– На обычную жизнь они могут повлиять только благотворно. Если заниматься театром некоторый период времени, хотя бы месяц, человеку станет легче взаимодействовать с коллегами и с кем-либо еще, легче общаться и преподносить себя.

 

Возможно, кто-то даже захочет сменить профессию…

– Я буду отчасти рад, но, с другой стороны, есть такая интересная мысль: если решил стать артистом, выкинь это из головы, если второй раз решил – снова выкинь, если решил в третий раз – и вновь выкинь… И только если на четвертый или пятый год эта мысль из головы не выходит и ты понимаешь, что хочешь заниматься только театром, где не заработаешь денег, тогда иди в артисты.