Есть в Йошкар-Оле школы с самыми разными уклонами – и гуманитарными, и естественнонаучными. Но одна из них уникальна: это гимназия им. Сергия Радонежского. Гимназия, где ставят цель сочетать высокий уровень образования с воспитанием детей на основе христианских ценностей. Гимназия, жизнь которой неразрывно связана с православной жизнью в нашем городе, а директор имеет духовный сан.
Есть в Йошкар-Оле школы с самыми разными уклонами – и гуманитарными, и естественнонаучными. Но одна из них уникальна: это гимназия им. Сергия Радонежского. Гимназия, где ставят цель сочетать высокий уровень образования с воспитанием детей на основе христианских ценностей. Гимназия, жизнь которой неразрывно связана с православной жизнью в нашем городе, а директор имеет духовный сан.
Так что же, здесь действительно все не так, как в других школах – другая атмосфера, другое мироощущение?.. И да и нет. Обо всем этом – наша беседа с директором гимназии Евгением Сурковым.
– Евгений Юрьевич, ваша гимназия появилась 16 лет назад. Чья это была идея?
– Назовем это социальным заказом. В те годы возрождалось православие, развивалась церковная жизнь. И многие йошкаролинцы, зная, что православные гимназии уже есть в других регионах, спрашивали, когда подобное появится у нас. Конечно, в ее создании участвовали и епархия, и городские власти. Начиналось все с одного-единственного первого класса, а сейчас в гимназии учится более 300 детей, нынче был 6-й выпуск.
– Помимо директора гимназии, вы также настоятель йошкар-линского храма Мученицы Татьяны. Как вы стали священником и педагогом в одном лице?
– Я учился в Казанском государственном университете, затем окончил Московскую духовную семинарию и исторический факультет МарГУ. Педагогической работой занимался еще до гимназии, преподавал в воскресных школах. А в гимназии веду Закон Божий и церковнославянский язык.
– Как сочетается подобная специфика со светским характером школьного образования?
– Нормально сочетается. Подобным гимназиям всегда был присущ высокий уровень обучения. Наши дети в полном объеме осваивают образовательный стандарт, активно участвуют в школьных олимпиадах, где наибольшего успеха достигли по предмету «Основы православной культуры» – побеждали на всероссийском этапе.
– У вас изучают три древних языка: церковнославянский, латынь и древнегреческий. Как эти знания потом пригодятся учащимся?
– Для тех, кто в будущем займется филологией или историей, это будет востребовано в работе, как и для тех, кто пойдет по церковной стезе. Для остальных это хорошая интеллектуальная база. Изучение языков формирует тягу к знаниям вообще.
– Кстати, куда в основном поступают ваши выпускники?
– В самые разные учебные заведения. В вузы как Йошкар-Олы, так и других городов, как гуманитарные, так и технические. Есть те, кто учится на военного, на врача…
– А по церковной стезе?
– Конечно, поступают в духовные учебные заведения. Девочки идут на регентов, для мальчиков перспектива стать священниками. Хотя таких выпускников, в общем-то, немного, но это наши жемчужины.
– Какие предметы составляют православный уклон гимназии? Вы уже говорили про Закон Божий…
– Закон Божий сам по себе очень емкий предмет. Это ведь не только вероучительная дисциплина, но и ряд других направлений. Например, история Церкви, сквозь призму которой можно рассматривать и историю Российского государства, и историю искусства. Это и морально-нравственный аспект, столь важный для школьников. Основы христианской семьи, которые мы ведем в 11 классе, – тоже часть Закона Божьего.
– И все это решает задачу воспитания учащихся на основе христианских ценностей?..
– Христианские ценности формирует, конечно, не предмет сам по себе, а весь уклад жизни школы, ее взаимодействие с родителями, участие детей в православной жизни города и республики – чтениях, конференциях, концертах и т. д. У нас есть школьный хор, в репертуаре которого в том числе и духовные песнопения. Ежегодно мы выезжаем с учениками в паломнические поездки в разные города.
– Владыка Иоанн у вас часто бывает?
– Более того, несколько лет подряд владыка лично принимал у наших 8-классников экзамен по древнегреческому языку. Экзаменатор он строгий, но понимающий. Сейчас в силу его большой занятости принимаем сами. Но каждый год владыка бывает у нас на Дне знаний.
– У вашей гимназии солидное портфолио. Целый стенд грамот и благодарностей, в том числе за участие в светских городских мероприятиях.
– Конечно, мы участвуем и в конкурсах патриотической песни, и в других. От светского не устраняемся. На конкурсах английской и немецкой песни ежегодно занимаем 1 – 2 места.
– Во дворе гимназии радует глаз часовня…
– Да, это часовня Сергия Радонежского, построена благодаря спонсорам. Это наша гордость и святыня. Многие дети и родители по пути в школу или из школы заходят в нее по зову души. У часовни проходят наши линейки 1 сентября.
– В вашей гимназии немало детей священников. Они как-то выделяются?
– Да никак они не выделяются. Разве что спрос с них бывает больше.
– В смысле учебы?
– В смысле всего. Дети священников далеко не все такие уж ангелочки, как, наверное, многие думают. Обычные дети с их достоинствами и недостатками. Как, собственно, и все остальные наши учащиеся. Не нужно считать, что они какие-то особенные, нет. Ведь формирует их не только гимназия, и они ничем не ограничены в своем общении и интересах. Словом, дети как дети. Впрочем, иногда замечаешь в них какую-то особую искру доброты, и это не может не радовать.
– А неблаговидный поступок, правонарушение – такое среди них бывает?
– Крайне редко, но бывает, к сожалению. Но тут важен не только сам поступок, но и отношение к нему. Испытывает ли ребенок стыд, раскаяние? Оступиться может каждый, а исправить это – наша задача.
– Ваши собственные дети тоже из этой гимназии?
– Да, четверо уже закончили, поступили кто-то в МарГУ, кто-то в музыкальное училище. Двое младших еще учатся здесь.
– Уникальный опыт гимназии им. Сергия Радонежского наверняка воплощен в учебных пособиях?
– Да, в 2005 году увидела свет хрестоматия богослужебных текстов на трех древних языках – церковнославянском, греческом и латыни. Подготовили ее наши преподаватели, издана она за счет благотворительных средств. Нынче благодаря гранту конкурса «Православная инициатива» готовим рабочую тетрадь и методические указания по школьному предмету «Основы религиозных культур и светский этики», блок «Православная культура».
– А в планах?
– Задумок у нас немало. Например, издать пособие по церковнославянскому языку для младших школьников. Организовать лагерь для одаренных детей из православных гимназий ПФО по русскому языку, который хотим у себя изучать более углубленно. Проводить олимпиады и конкурсы по древним языкам на уровне ПФО. Есть ассоциация православных гимназий ПФО, и сотрудничество в ее рамках может немало дать и нашим детям, и их педагогам.
Беседовал Виктор ПАШКИН