Культура почти исчезнувшего мира прошедших эпох, традиции, песни, игры наших предков – вся эта духовная сокровищница возвращается к нам благодаря фольклорному объединению «царев город» при музее истории Йошкар-Олы. Частушки, обряды, народные игры и просто уличные забавы – интерес к традиционной русской культуре постепенно возвращается в народ. Конечно, сегодня сохранилась лишь часть того, чем жили наши предки, но к этому оставшемуся багажу наши горожане проявляют вполне объяснимый интерес.


КУЛЬТУРА ПОЧТИ ИСЧЕЗНУВШЕГО МИРА ПРОШЕДШИХ ЭПОХ, ТРАДИЦИИИ, ПЕСНИ, ИГРЫ НАШИХ ПРЕДКОВ – ВСЯ ЭТА ДУХОВНАЯ СОКРОВИЩНИЦА ВОЗВРАЩАЕТСЯ К НАМ БЛАГОДАРЯ ФОЛЬКЛОРНОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «ЦАРЕВ ГОРОД» ПРИ МУЗЕЕ ИСТОРИИ ЙОШКАР-ОЛЫ

Частушки, обряды, народные игры и просто уличные забавы – интерес к традиционной русской культуре постепенно возвращается в народ. Конечно, сегодня сохранилась лишь часть того, чем жили наши предки, но к этому оставшемуся багажу наши горожане проявляют вполне объяснимый интерес.

Вечерка с фольклорным объединением «Царев город» в Музее истории Йошкар-Олы во время культурной акции «Ночь музеев»

Как не захотеть сплясать круговую или сыграть в лапту в хорошей компании, если живешь ты, порой даже не зная соседей по лестничной клетке, вечера проводишь в социальных сетях. А тут – живое общение, да еще какое! Вечерние посиделки с «Царевым городом» в Музее истории Йошкар-Олы роднят даже незнакомых раньше людей.

О том, как собирается культура почти исчезнувшего мира, какие удивительные открытия совершаются во время экспедиций «Царева города» и как все это востребовано в мире современном, рассказывают участницы фольклорного объединения Мария Бусыгина и Светлана Зверева.

– Каждый год вы выезжаете в фольклорно-этнографические экспедиции для поиска чего-то, еще не известного, не записанного. Наверное, находок все меньше?

– Сейчас уходит народная культура, уходит понятие традиционной русской деревни, и наша задача – зафиксировать эту деревню: и ее внешний вид – дома, наличники, и внутреннее убранство, и нематериальную культуру, связанную с праздниками, песнями, играми. Бывает, неделю сидим на одном месте и ничего не находим, а в конце экспедиции вдруг появляется бабушка, которая что-нибудь споет или расскажет.

В этом году в Куженерском районе два часа беседовали с женщиной и уже потеряли надежду услышать что-то новое. Но случайно разговор зашел о русской кухне, и женщина выдала около десяти рецептов, которые не были раньше известны. То есть и сегодня находки всплывают. Думаем, что даже те люди, которые переехали в город из деревни, хранят память детства, и впоследствии можно будет работать и с ними.

– Как вы пришли к тому, чем сейчас занимаетесь?

– Наши студенческие экспедиции были филологические, где основной задачей было записывать тексты различных фольклорных жанров. Когда мы уже окончили вуз, сформировалась инициативная группа в 10 человек и решила копнуть глубже. Ведь ту же песню невозможно воссоздать только на основе текста: важно, кто, как, когда, где исполнил эту песню и, главное, для чего. Мы пытаемся оживить песню, понять, можно сказать, ее философию. И такой принцип используем для всего многообразия народной культуры. Поэтому просто необходим комплексный подход к проведению экспедиции. Встречаемся с сельскими жителями и фиксируем не только на диктофон, но и на фото- и видеокамеру, чтобы как можно больше заснять и оставить для истории. Надо успеть собрать и сохранить материал, пока еще носители культуры живы. Сначала пытаемся узнать, что человеку близко: танцы, песни или частушки, кухня, ремесла, потом начинаем расспрашивать. Погружаясь в изучение традиционной культуруы, мы понимаем, что захватываем только верхушку айсберга.

– В каких районах вы бывали? Какие находки самые яркие?

– Мы были в Сернурском, Оршанском, Моркинском, Мари-Турекском, Новоторъяльском, Юринском районах. Выезжали в Кировскую и Нижегородскую области, Татарстан. В Татарстане в деревне Петровка доживали свой век три последние бабушки, и они нам спели около десяти старинных величальных песен, которые исполнялись на свадьбах. Это жанр, который уходит, и удивительно, что он еще тогда сохранился. Нам очень повезло, что мы успели это записать.

В Юринском районе нам удалось сделать куклу из соломы, которую делали дети в годы войны. Вроде бы мелочь, а находка. Но конечно, самыми яркими находками являются костюмы или их фрагменты, но их почти не осталось.

Но есть и другая сторона дела. Каждый, кто ездит в экспедицию, пытается найти ответы не только на научные вопросы, выяснить какую-нибудь деталь обряда, а часто просто прочувствовать мировоззрение деревенского жителя. Это люди с другим менталитетом, и мы, городские, многому поражаемся.

– Чему, например?

– Ну, например, мы живем в состоянии постоянной настороженности, чужого человека в дом не пустим. А в деревне бабушка нас только увидит, сразу приглашает в гости, сажает за стол. У них взято за правило, что гостя надо принять, ведь гость в дом – Бог в дом. Она еще даже не знает, зачем мы пришли, а уже готова нас приветить. От этого становится невероятно тепло.

Потом, поражает отношение к жизни и смерти, здесь тоже своя философия. После таких поездок по-другому относишься к тому, как человек приходит в эту жизнь, как должен уйти из нее. Современные кладбища – это множество мраморных плит. Сегодня у нас необходимо выложить могилку плиткой, поставить памятник, все загородить. Памятники ставятся как бы для живых, словно в этом заключается любовь и уважение, а ведь умершему человеку это не нужно. Память о нем – это молитва, дни поминовения, семейные рассказы и фотографии. Такое отношение было в народе: человек вроде бы умер, а относятся к нему, как к живому. Для него жизнь не заканчивается, а только начинается, человек всю жизнь готовится к этому.

– А можете привести пример, чем запомнились последние экспедиции?

Из последней мы привезли девять танцев от бабушек из села Косолапово Мари-Турекского района. Будем танцевать их на вечерках, на праздниках. Прелесть народных танцев в том, что плясать может каждый.

– Среди старинных частушек были, наверное, и нецензурные?

Были. В народе они называются «частушки с картинками». Пели их далеко не всегда, например на второй день свадьбы, на праздниках, где за столом собирались только взрослые.

А как в целом вела себя молодежь в старину?

– Молодежь между собой общалась мало, вопросы свадеб в конце XIX – начале XX века решали родители, разнузданных нравов не было, присутствовала целомудренность. Формой общения молодежи оставалась вечерка. Была игра в поцелуи, совсем не пошлая – все сидели в кругу в избе. Была также игра советушки: играли тоже в избе, у всех на виду. Согласно правилам игры парень мог пригласить девушку за шторку, но ненадолго, пока не придет другая пара. К сожалению, сегодня формат вечерки перерос в ночной клуб, где царит вольность нравов, а раньше даже выпивших парней на вечерки не впускали.

– «Царев город» проводит много социальных, культурных, образовательных акций. Расскажие о некоторых из них.

– С малышами мы занимаемся в этностудии «Теремок», где знакомим их со старинными потешками, песенками для самых маленьких. Для подростков организовываем городские соревнования по старинным играм. Лапта, клек и другие народные игры настколько увлекают ребят, что они продолжают играть в них и после окончания проекта, напрмер в летнем лагере.

Молодежь и взрослых приглашаем на вечерки и традиционные праздники. В мае проводится культурная акция «Ночь музеев», которая собирает много активной, творческой молодежи. Очень популярны игры с ремнем. Играют парни и девушки. У одного парня в руках ремень, все остальные садятся по парам, девушки на колени к парням, но у одного парня колени пустые. У каждой девушки свой номер, «пустой» парень должен выкрикнуть какой-нибудь из них – и девушка с этим номером бежит к нему на колени. Теперь уже другой парень остается «пустым», и он сразу кричит другой номер. Пока девушки бегают, парень с ремнем пытается кого-то из них хлестнуть.

Сейчас вечерки «Царева города» становятся популярными, но некоторые, возможно, воспринимают их как экзотику. Есть опасение того, что интерес угаснет, что традиционная культура станет не нужна?

– Потребность в ней вряд ли исчезнет. Вы заметили, что много людей приходят на мастер-классы, становятся участниками флешмобов, тематических вечеров? А ведь это не что иное, как прямые потомки вечерок. Видимо, в сознании осталась память о традиционных общих посиделках.

Также важен воспитательный момент. Раньше, например, жители делали много вещей сообща и бесплатно. Скажем, мужики на Пасху устанавливали большие качели. Деревенские бабушки без высшего образования дают ответы на непростые жизненные вопросы о создании семьи и воспитании детей. Современные же городские дети посещают множество кружков и студий, но не всегда развиваются духовно, у многих сегодня нет умения прощать, заботиться о других, делиться с ними. Мы за этими знаниями и едем.

– Вы не думали опубликовать то, что собрали за годы экспедиций?

– Сейчас мы фиксируем все записи, у нас есть целый архив. В будущем планируем опубликовать собранные материалы, чтобы привезенные нами народные знания были доступны широкому кругу людей. А пока информацию о нашей работе можно посмотреть на нашей страничке в социальной сети «Вконтакте» – «Объединение «Царев город».

Беседовала Надежда КРАСНОВА

от admin