Церкви есть везде

Проблемы развития туризма в провинции были обсуждены на фестивале-презентации «Малые города России», прошедшем в Марий Эл. «Каждому малому городу России необходимо выявлять и демонстрировать свои исключительные привлекательные черты», — так считает Евгений Марков, президент Союза малых городов России.


КАК НЕБОЛЬШОМУ ПРОВИНЦИАЛЬНОМУ ГОРОДУ ПРИВЛЕЧЬ ТУРИСТОВ НЕ ТО ЧТО ИНОСТРАННЫХ, НО ХОТЯ БЫ СВОИХ ЖЕ — РОССИЙСКИХ?

Проблемы развития туризма в провинции были обсуждены на фестивале-презентации «Малые города России», прошедшем в Марий Эл.

«Каждому малому городу России необходимо выявлять и демонстрировать свои исключительные привлекательные черты», — так считает Евгений Марков, президент Союза малых городов России. Этот союз был создан в 1991 году, он объединяет малые и средние города, районы, поселки городского типа, районные центры с численностью населения, как правило, до 200 тысяч жителей.

По словам Евгения Маркова, церкви есть везде и почти все они одинаковые, поэтому не стоит всем выбирать в качестве приоритетного направление паломнического туризма. «Если мы хотим развивать туризм, то нужно начинать с облика города, создания впечатления о нем, — говорит Евгений Мануилович. — Если в купеческом городе появляется большой «монстр» с современной облицовкой и облик здания отличается от общей стилистики города, то городу это только во вред». Всю работу по развитию туризма, считает Марков, нужно поручать исключительно профессионалам, если таковых нет — значит, привлекать в качестве консультантов специалистов со стороны. Ну и, конечно, власти региона должны уделять должное внимание развитию туризма, ведь это хорошо сказывается на экономике: доходы в бюджет и состоятельные инвесторы, которые могут делать вложения, а главное, им есть куда вкладываться.

У малых городов, конечно, много проблем, и им сложно конкурировать с мегаполисами. Этому уделил внимание Юрий Щегольков, советник председателя Комитета по туризму и гостиничному хозяйству г. Москвы и руководитель межрегионального исследовательского проекта о развитии туризма в малых исторических городах «Настоящая Россия». Он побывал почти во всех регионах нашей необъятной страны и в большей части малых городов отметил износ основных фондов на 10 -15 процентов, многие из них находятся в состоянии разрушения. Привлекать здесь инвесторов сложно, потому что эти города просто неконкурентоспособны по сравнению с большими, где есть промзоны, плюс демографические проблемы — большой отток молодежи из малого города в большой, где больше возможностей для развития. «В ситуации, когда нет надежды на инвестирование в промышленность и нет идеи, которая удержит молодежь в городе, находясь под угрозой закрытия или расселения, у малых городов есть только один выход — развитие туризма», — говорит Юрий Щегольков. При этом он отмечает, что в любом малом городе есть то, чего нет в другом, и на этом нужно делать акцент, составляя туристическую программу. К тому же качество продуктов в провинции лучше, чем в мегаполисе: «Здесь особый вкус хлеба», — считает Щегольков. «В малом городе есть все, что нужно человеку: спокойный ритм жизни, чистый воздух, история, аутентичность территории, — поддерживает Елена Канева, заместитель главы администрации г. Углича и директор Ассоциации малых туристских городов. — Сюда можно приехать на 2 — 3 дня без виз и каких-то других ограничений».

Было бы хорошо, если бы в каждом городе при въезде проезжающие туристы могли увидеть информирующий биллборд, ведь сколько таких просто проезжает мимо, не зная, что в городе можно посмотреть. Также не помешали бы и указатели по всему городу, направляющие туристов не только к достопримечательностям, но и к гостиницам и ресторанам.

Хорошо городам и регионам, имеющим богатую аутентичную историю и уникальную природу, но даже в таких городах местные власти не всегда видят выгоду в развитии туризма, что уж говорить о городах с недавней историей — им сложнее всего развиваться. Такие города цепляются буквально за каждую деталь, отличающую их от всего мира. Конечно, власти должны вкладываться в развитие инфраструктуры и привлекать к этому предпринимательское сообщество, потому что только совместными усилиями можно добиться развития своего города. «Развивая туризм в малом городе, нужно быть большим оптимистом и верить в свой город», — говорит Елена Канева. И она права.

Как же обстоит дело у нас в Марий Эл? Все участники фестиваля (а их было 150 из 13 регионов России), большинство из которых впервые побывали в республике, отметили, что Марий Эл занимает почетное место на туристической карте России. Не оценить изменившуюся в последнее десятилетие Йошкар-Олу было невозможно. Наш город оказался готов принять такое большое количество участников, к тому же в рамках данного фестиваля был организован еще и двухдневный пресс-тур по Йошкар-Оле, Козьмодемьянску и Юрино, в котором приняли участие около 20 крупных российских туроператоров и СМИ.

Для развития туризма в Марий Эл в последнее время делается немало. В Москве уже был презентован новый проект по созданию двух туристско-рекреационных кластеров — «Царь-град» в Йошкар-Оле и «Волгыдо» на побережье реки Волги. Эти проекты были включены в перечень приоритетных инвестиционных проектов России, а общий объем инвестиций, привлекаемых в рамках создания кластеров, составит более 4 млрд рублей.

Ирина СУВОРОВА