У светофора тоже есть сердце

Возле площади затор, поломался светофор… Знакомая ситуация, не правда ли? Например, в Йошкар-Оле в середине марта поменялась фаза работы светофора на пересечении ул. Советской и б. Чавайна. Некоторое время, пока шли работы по установке, светофор работал с перебоями. Тут же и водители, и пешеходы завозмущались. Оно и понятно: отсутствие светофора создает большие неудобства – и проехать, и пройти непросто.

Возле площади затор, поломался светофор… Знакомая ситуация, не правда ли? Например, в Йошкар-Оле в середине марта поменялась фаза работы светофора на пересечении ул. Советской и б. Чавайна. Некоторое время, пока шли работы по установке, светофор работал с перебоями. Тут же и водители, и пешеходы завозмущались. Оно и понятно: отсутствие светофора создает большие неудобства – и проехать, и пройти непросто.

Для тех, кто не знает, куда обращаться в таком случае, отметим – есть специальная организация, которая обеспечивает техническую эксплуатацию и ремонт светофоров – это муниципальное предприятие «Сигнал». Корреспондент «Й» отправился на предприятие, чтобы узнать их работу изнутри.

Рабочий день здесь начинается в восемь утра. Прихожу немного раньше и вижу, что сотрудники уже на месте, чувствуется какое-то движение, суета. Утром, как и положено на большинстве предприятий, здесь проходит планерка. «Сегодня в рейд с ремонтной бригадой отправится журналист», – представляет меня руководителям отделов директор «Сигнала» Андрей Жуков.

На планерке первым делом обсуждают решение неотложных дел, а такие находятся всегда: где-то сломался светофор или исчез дорожный знак. Так, начальник электротехнического отдела Алексей Смоленцев рассказывает, что на перекрестке ул. Петрова – б. Чавайна снова перегорела одна из ламп светофора, поэтому первым делом придется выехать в Сомбатхей. Следующей точкой маршрута значится перекресток б. Чавайна и ул. Советской, где недавно была заменена программа работы светофора. Потом бригада отправится на ул. Красноармейскую к ТЦ «Кооператор» и далее – по остальным поступившим заявкам.

Итак, план работы на день намечен. Перед выездом на объекты Алексей Смоленцев проводит мне небольшую экскурсию. Не могу не поинтересоваться, какие светофоры самые проблемные. «Современные светодиодные светофоры, в отличие от старых моделей, меньше ломаются. Мы выезжаем в рейды каждый день, не только проводим осмотр и ремонт, но и очищаем столбы от объявлений, все светофоры проверяем за три дня, – отвечает Алексей Алексеевич. – Светофорные объекты – это сложная система, которая состоит из проводов, сигналов, пульта управления, это все работает в агрессивной среде, которая приводит к нарушению работы коммуникаций объекта, вот поэтому они требуют внимательного и частого осмотра».

Вместе с начальником электротехнического отдела мы проходим в мастерскую. Здесь Алексей Смоленцев показывает, как программируют «сердце» светофора и проверяют его на специальной имитационной модели. Она представляет собой мини-светофор, который нужен для проверки работы программы и обнаружения возможных неполадок. Причем имитационных моделей две – одна для современных светодиодных светофоров, а вторая – для старых ламповых. Отличие старых моделей в том, что за цветной линзой светит обыкновенная «лампочка Ильича» и, что уж скрывать, перегорают они гораздо чаще, чем светодиодные. Кстати, в нашем городе ламповые светофоры можно встретить и в центре города, и в Девятом микрорайоне.

А еще в мастерской нельзя не обратить внимание на фотографию поваленного на землю светофора – своеобразное свидетельство вандализма. «И часто вам приходится восстанавливать светофоры?» – задаю я вопрос. «Нет, не часто, бывает иногда после новогодних праздников», – говорят электрики.

По словам работников «Сигнала», раньше факты вандализма были. Алексей Смоленцев рассказывает, что однажды в городе хулиганы повредили светофоры на 7 перекрестках, поэтому после массовых гуляний на «Сигнале» готовились к экстренным мероприятиям по ремонту. А между тем восстановление светофоров – дело довольно затратное, как, впрочем, и установка новых объектов. Конечно, и сейчас встречаются хулиганы, зимой они забираюся на сугробы и открывают светофоры. В этом году побили линзы, кое-где порвали кабели.

После небольшой экскурсии я с ремонтной бригадой отправляюсь на перекресток ул. Петрова и б. Чавайна. Бригада состоит из двух электриков, механика радиоаппаратуры и водителя. Пока один электрик меняет перегоревшую лампочку, другой проверяет работу всех остальных светофоров на перекрестке. Еще нужно убрать «спам» – так работники предприятия называют рекламу и объявления на светофорных столбах. Борьба с ними добавляет работы бригаде: сколько ни убирай, все равно появятся новые. Например, если во Дворце молодежи проходит какое-либо мероприятие, то бригаде приходится очищать все светофоры в Девятом микрорайоне. А между прочим, делается это не только из эстетических соображений, но и для безопасности движения – реклама отвлекает водителей и может спровоцировать аварию.

Закончив с этим объектом, едем в центр города. Недавно бригада ремонтников целую неделю работала на перекрестке б. Чавайна и ул. Советской. Работа этого перекрестка, по словам механика радиоаппаратуры Виктора Мисаева, вызвала массу обсуждений. Одним нравилась новая схема работы светофоров, другие жаловались, что красный сигнал уж очень долго горит. На самом деле, это не каприз работников «Сигнала». Такой режим работы светофоров предусмотрен ГОСТом, в котором прописано, что транспортные и пешеходные потоки не должны пересекаться. Поэтому там, где это технически возможно, были выделены отдельные фазы для пешеходов.

Отметим, что на этом перекрестке, а также на перекрестке ул. Комсомольской и б. Чавайна, ул. Комсомольской и ул. Чехова светофоры установили уфимские рабочие, а наше предприятие «Сигнал» оборудовало перекресток ул. К. Маркса и б. Чавайна.

В марте режим работы светофоров на перекрестке б. Чавайна и ул. Советской поменялся. «Сердце» объектов было снято для перепрограммирования. Целую неделю работники настраивали новую систему, и теперь в работе светофоров есть некоторые преимущества для пешеходов.

За рабочий день бригада проверила не один перекресток, приехала на «базу» только после выполнения всех заявок. Посмотрев работу «Сигнала» изнутри, я отметила, что недовольства работой светофоров, в общем-то, малооправданны. Режим их работы прописан в нормативных документах, и как бы нам ни хотелось его поменять – это будет нарушением. И если вдруг светофор возле вашего дома перестал работать – можете обратиться к дежурному диспетчеру по телефону 49-51-93.

Надежда КРАСНОВА