Ученику всегда нужно давать шанс

Так считает Андрей Столяров — учитель географии, экономики и Икн Йошкар-Олинской гимназии № 4 им. А.С. Пушкина. В этом году Андрей Александрович был признан одним из лучших учителей Республики Марий Эл, получив президентский грант. Напомним, что с 2010 года в соответствии с указом Президента Российской Федерации ежегодно выплачивается денежное поощрение по 200 тысяч рублей 5 лучшим педагогам республики. 


ТАК СЧИТАЕТ АНДРЕЙ СТОЛЯРОВ — УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ, ЭКОНОМИКИ И ИКН ЙОШКАР-ОЛИНСКОЙ ГИМНАЗИИ № 4 ИМ. А.С. ПУШКИНА

В этом году Андрей Александрович был признан одним из лучших учителей Республики Марий Эл, получив президентский грант.

 Напомним, что с 2010 года в соответствии с указом Президента Российской Федерации ежегодно выплачивается денежное поощрение по 200 тысяч рублей 5 лучшим педагогам республики.

Учитель гимназии, старший преподаватель кафедры экологии в Марийском государственном университете, автор многочисленных учебных пособий по географии — Андрей Столяров в гостях у «Й».

— Андрей Александрович, вы всегда хотели быть учителем географии? Расскажите о своем преподавательском пути.

— Получилось так, что к 9 классу я уже определился, что стану географом. Я был постоянным участником олимпиад, и мне нравился этот предмет. Но конечно, я и не предполагал, что стану учителем. В детстве я много читал: сначала, как и все мальчишки и девчонки, Майн Рид, Жюль Верн, потом — научно-популярные издания по географии и геологии. В 9 — 10 классах я прошел дистанционные курсы в Саратовском университете, а затем подал документы в Кировский пединститут на географический факультет.

После окончания меня распределили в село и сразу поставили директором школы, что было для меня крайне неожиданно. Но я проработал, сколько положено, и затем уехал в Киров. Там серьезно начал заниматься туризмом: в школе, где я работал географом, меня еще назначили турорганизатором. Прошел два солидных курса инструкторов туризма — на Кольском полуострове и в горах Алтая, а дальше уже начались походы непосредственно с детьми.

В 90-м году я переехал в Марий Эл. Здесь работал в 17-й школе, в 30-й, потом меня пригласили работать в лицей № 11, а в гимназии № 4 я работаю с 2001 года.

Ну и параллельно со школой я всегда где-то еще работал, поскольку заработок учителя не очень высокий. Так, я был методистом Марийского института образования, работал в политехе на отделении довузовской подготовки, а с 2006 года — на кафедре экологии в МарГУ.

— Профессия учителя все-таки не совсем мужская…

— Знаете, когда я поступал в институт, нас набирали 50 географов, конкурс был жуткий — 4,5 человека на место. Нас поступило 17 парней. Из них в настоящее время в профессии остался только я один: кто-то ушел в ФСБ, кто-то в МВД, кто-то на заводы. У меня тоже был вариант уйти, в 90-е годы я даже работал управляющим в одной компании, но утомляли постоянные командировки, и я снова вернулся в профессию учителя. Я не жалею об этом, потому что и сама профессия нравится, и каждый день сулит что-то неожиданное — например, неожиданные вопросы от школьников, ответы на которые еле-еле находишь даже в вузовских учебниках. Есть у нас любознательные дети, и это очень радует.

— А с кем больше нравится работать — со школьниками или со студентами?

— Вы знаете, и с теми и с другими интересно. У студентов есть посыл получить высшее образование, поэтому они более обязательны и собранны. Со школьниками в этом плане сложнее, потому что у всех разное направление: кто-то хочет быть биологом, кто-то историком, кто-то инженером, отсюда — соответствующее отношение к географии. Но я стараюсь привлечь внимание к своему предмету, и как результат — с 2000 года у меня более 30 призеров в олимпиадах по географии и экономике.

— Как получилось, что вы преподаете еще экономику и историю и культуру народов? 

— Когда я работал в лицее № 11, директор предложила мне взять еще и экономику. Тогда у них открывались самые первые экономические классы, это был где-то 1995 год. С чего начинать? Учебники были переводные и только для вузов. Я начал все это перелопачивать, чтобы сначала самому понять, потому что это был новый для меня предмет, а потом уже переложить материал для школьников. В 2000 году прошла первая республиканская олимпиада по экономике, мои ребята победили на ней, и мы поехали в Москву. И вот там уже увидели, что появились первые учебники по экономике, первые задачники. А ведь что такое экономическая задача, мы в то время еще понятия не имели. Поначалу было очень сложно, пришлось вспоминать математику, разбираться в графиках. На то, чтобы более-менее разбираться в предмете, откровенно говоря, понадобилось лет пять. То же самое, в принципе, с ИКН, которую я веду последние 3 года. Здесь я начал с того, что стал набирать материал, в результате чего появились мои книги по республике.

— А вы знакомите детей с современной экономической ситуацией в стране и мире?

— Я обязательно рассказываю о современной экономической ситуации, например, о том, что происходит с рынком нефти, и мы это даже рассматриваем на графиках. Но в школе дети должны получить основы экономического образования, а уж специализироваться на чем-то они будут потом. Кстати, некоторые мои ученики поступили в Высшую школу экономики или учатся в Московской финансовой академии.

По ИКН и географии мы, кстати, тоже решаем задачи, работая с разным статистическим материалом. Например, мы сравнивали, когда в Марийском крае население росло быстрее — в XVIII или XX веке. Школьникам было интересно сравнивать. Так я учу детей анализировать и мыслить логически.

— Расскажите о своих книгах.

— Когда я начал заниматься с олимпиадниками по географии, я столкнулся с тем, что нет задачников, это был 1998 или 1999 год. И вот тогда появилась моя первая книга из серии «Занимательная география в вопросах и ответах», потом постепенно одна за другой вышли еще 3 книги из серии. Издавала ее «Педагогическая инициатива», мы подписали договор на 100 экземпляров, но я так чувствую, что было выпущено больше, потому что географы из других городов видели мои книги в Казани, Кирове, Москве. По сути, эти книги стали первыми по подготовке к олимпиадам по географии.

Потом в 2004 году ко мне обратился наш известный краевед Николай Васильевич Иванов и попросил написать рецензию на его учебник. Его методический аппарат мне показался несколько слабоватым (человек никогда не работал в школе), поэтому я решил под его учебник написать сборник программно-методических материалов, а затем вышло и методическое пособие по географии Республики Марий Эл.

Как оказалось, материала у меня набралось очень много. И в 2013 году я выпустил еще одно учебное пособие по географии Марий Эл в соавторстве с Александром Трофимовичем Гориновым. В этом году вышла книга «Природа Республики Марий Эл» — первая часть пособия «Природа, население и хозяйство Республики Марий Эл». Выпуск второй части, посвященный населению и хозяйству, я запланировал на 2017 год. Удивительно, но таких обобщающих работ в нашей республике практически нет. Правда, все приходится издавать за свой счет, немного помогает гимназия.

— Расскажите о турнире «Географический марафон», который вы проводите.

— Сама идея «Географического марафона» у нас появилась 7 лет назад из-за того, что предмет стал не востребован в вузах. Сначала планировали проводить его только для городских школьников, но в первый же год к нам приехали и из сельских школ. А потом стали участвовать студенты и преподаватели. Каждый год в марафоне принимают участие около 200 человек, и за эти годы я написал более 600 заданий. Сейчас «Географический марафон» превратился у нас в большой форум, где собираются все любители географии. Мне хочется открыть еще одну номинацию — «Любители», чтобы могли участвовать те взрослые дяди и тети, которые просто интересуются географией.

— Вы говорите, что география не востребована в вузах. Но ведь есть специальности, где она нужна?

— Их можно пересчитать по пальцам. Это геологические специальности, природопользование, геодезия и картография. Кстати, я все время призываю ребят поступать на последнюю специальность, ведь у нас почти нет хороших специалистов-картографов.

— Как вы все успеваете?

— Признаться, с великим трудом. Но я стараюсь строго следить за своим расписанием. Всегда встаю в одно и то же время — в пять утра, таким образом успеваю что-то сделать еще до работы. Я научился ценить время.

— Вы преподаете уже более 30 лет и наверняка можете сравнить поколения учеников. Отличаются ли они чем-нибудь в тяге к знаниям?

— Дети — всегда дети, что 30 лет назад, что сейчас. Меня больше всего расстраивает, что они стали мало читать. Почему? Потому что поток информации сейчас идет огромный — Интернет, телевидение, и на книгу времени практически не остается. Я даже специально некоторые контрольные провожу четко по тексту учебника, чтобы школьники хоть немного вникали в суть того, что там написано. У меня есть класс, который такую контрольную написал на двойки, пришлось еще раз прогонять материал. Но я считаю, что ученику нужно всегда давать шанс: если учитель ставит 2, он, в первую очередь, ставит эту оценку себе: значит, не научил, не смог донести свои знания. И преподавание нужно строить так, чтобы было интересно на уроках. Конечно, каждый урок не может состоять из интересного материала, но всегда должна присутствовать какая-то изюминка или любопытный факт.

Беседовала Ирина СУВОРОВА