Кошмарный сон миллионов мам сбылся. Пусть недолго, но жителям Йошкар-Олы вновь пришлось столкнуться с «Дистанционным обучением». А мы так надеялись, что на этот раз обойдется, что удастся побыть еще хоть какое-то время обычными мамами, а не требовательными, да и чего уж там, не очень умелыми учителями. Хорошо, что все завершилось, но ведь все еще может повториться? 

Знаем! Плавали!

Хотя для малышей это самое дистанционное обучение назвали «умными каникулами», видимо, в попытке подсластить горькую пилюлю родителям, за что, конечно же, большое спасибо – какая-никакая, а все же забота о нашем психическом состоянии, но суть от этой игры слов никак не изменилась. В любом случае для меня это означает одно – «больше не будет времени, а чаще всего и желания на простые обнимашки, на «давай поиграем!», «смотри, что я придумал, мама!»… Теперь ты, сынок, ученик круглые сутки, а я больше не любящая, ласковая, многое прощающая мама, я твоя учительница – и тоже, скорее всего, круглые сутки. И если раньше день делился на время до школы, после школы, кружки и секции, домашнее задание, свободное время, то теперь все слилось в одно – учиться, учиться, еще раз учиться, как завещал нам великий Ленин. Знаю. Бывало. Плавали. Прошлой весной. Воспоминания не из приятных, если честно.

– Ура! Сегодня не надо идти в школу! – с этим выкриком Сашок выбегает из своей комнаты, как только будильник подает свой мерзкий голос в шесть тридцать утра. Ну, почему?! Почему в обычные дни для того, чтобы поднять его с постели без слез и упреков в мою сторону, я должна была включать все свои изобретательские, дипломатические, педагогические, психоаналитические, а иногда и физические и еще бог знает какие способности? А тут – вуаля! Бодр и весел спозаранку безо всяких моих и чьих-либо еще усилий. Чудеса, да и только? Да нет. Никакого чуда. Детская психология и… плохой знак. Да-да, уж я-то теперь это знаю как никто другой. Казалось бы, чего тут плохого, ребенок проснулся в хорошем настроении? Ответы приходят сами собой, не дожидаясь приглашения…

Не, ну а что?

Потирая помятыми спросонья кулачками еще сонные, но уже озорные глазки, Саша твердым и решительным шагом направляется… Нет, не в ванную, чтобы чистить зубки и умываться, не на кухню – завтракать, набираться сил перед насыщенным трудовым днем, не к шкафу – натягивать школьные брюки и рубашку, или хотя бы футболку со «спортивками». А прямиком к телевизору! С деловым видом бухается на диван, нога на ногу, вот так – в чем был, в одних трусишках – нажимает кнопку на пульте и устремляется в подводный мир губки Боба. На мой ощетинившийся от удивления и возмущения вид, округлившиеся глаза и опершиеся в бока руки реагирует нагловато-спокойно:

– Не, ну а что?! Мне же никуда не надо сегодня! Не в школу ведь!

– У нас дистанционное обучение, а это значит…

– Ой, да ладно, – не дослушав возражений, прибавил звук телевизора Сашок.

И бесполезно тут объяснять, что учеба не закончилась, не успев толком начаться, что у нас не выходные и не каникулы, что просто школа теперь к нам домой переехала, и мы опять по компьютеру будем учиться. Так надо, и никуда от этого не деться! Так уж сложилось…

И снова «Здрасьте!»

– Помнишь, как весной мы с тобой дистанционно к школе готовились? Вот теперь опять мы будем так учиться, только уже в первом классе, ты же уже совсем взрослый, – набрав побольше воздуха в легкие, досчитав до десяти (так советуют психологи, когда волна гнева начинает подкатывать к горлу), я снова попыталась хоть как-то выровнять ситуацию, направить ее в правильное русло, взывая к ответственности семилетнего ребенка, который только что ощутил сладкий запах свободы.
Он посмотрел на меня мимолетом и махнул рукой, продолжив щелкать кнопками на пульте. Ну, конечно, он помнит. Кто ж такое забудет? Разве это учеба? Веселуха сплошная. Для него. А для меня была каторга. Потому что усадить Сашу за письменный стол к положенному времени секунда в секунду – это очень непросто, практически непосильная задача в домашних условиях. Удержать его у монитора, пока подключатся и заработают все системы школьной неотработанной и необкатанной электронной программы дистанционного обучения, – миссия вообще невыполнимая. Особенно, когда система зависает, и на мониторе – строгий педагог несколько минут неподвижно сидит с нелепо открытым ртом. И как тут объяснишь, что это вовсе не смешно? Это не игра, просто надо немного подождать, а потом внимательно слушать, не обращая внимания на всякие технические неполадки – разложения изображения на пиксели, забавные звуки и прерывистые движения педагога в компьютере. Но веселье уже не остановить, заставить Сашу сосредоточиться невозможно – он уже под столом от смеха. А урок продолжается, идет себе своим чередом. Что мой будущий первоклассник впоследствии понял и запомнил изо всех увещеваний периодически «зависающего» на экране учителя?

Легко догадаться, что вообще ничего. Ноль. Пришлось потом самой доносить новые знания до моего домашнего ученика. Но прежде самой их заново осваивать так, чтобы доходчиво объяснить, и набираться педагогических навыков, которых как не было раньше, так и нет в помине до сих пор. Конечно, еще бы диплом детского, да и взрослого тоже, психолога, а может быть, и психиатра не помешал бы в такой ситуации, честное слово. Но его тоже нет. Кто на что учился, как говорится.

А ребенок ну никак не воспринимает меня как учителя, да и я не могу увидеть в нем не мою лапочку, кровиночку, золотиночку, самого умного мальчика на свете, забавного в этой своей футболке с миньонами, а обычного ученика, которого надо научить чему-то во что бы то ни стало.

И вот, как показала прошлая «дистанционная» весна, все, что я действительно могу, – это помогать сыну становиться самостоятельным. И все!

Такая игра

А школьную программу осваивать надо, как ни крути, к каким бы размышлениям и, что скрывать, конфликтам внутри себя и с ребенком этот факт ни приводил. И да, я знаю, есть такие самоотверженные родители, которые осознанно и добровольно переводят своих детей на дистанционное обучение на постоянной основе и добиваются результатов, и даже весьма неплохих. И с нервами у них все в порядке, и с отношениями внутри семьи все ладится, и глаз ни у кого не дергается, и не заговариваются вроде бы… По крайней мере, со стороны все выглядит вполне пристойно. Честь им и хвала! Для меня эти люди – просто небожители какие-то. Они оценили свои желания, потребности и возможности детей, приняли решение, прошли через многое, чтобы его осуществить, и живут с этим. Я же свои возможности не переоцениваю, в этом плане про себя давно все поняла. Даже в детстве, когда все мои сверстницы играли в учительниц, сажая перед собой игрушки, объясняли им, как пишутся «жи» – «ши», я с мальчишками во дворе мяч гоняла. И сейчас – я не учитель, а мама двух сорванцов. Я просто оказалась в такой ситуации, когда должна примерить на себя обе эти роли, нравится мне это или нет, получается, или не очень. Так надо и все тут.

А потому:

– Знаешь, что, сыночек, ты сейчас встаешь с дивана, идешь умываться, завтракать, одеваться… И до обеда я тебе никакая не мама. Мы идем учиться! Вот такая у нас с тобой игра в школу получается.

Полина ЕРМАКОВА.

Фото предоставлено автором.

от _